Рожкова Ольга Игоревна,
Омская Юридическая Академия
Процесс перехода от тоталитарного политического режима к демократическому является сложным и многоуровневым. Такой процесс в любом государстве сопровождается конфликтами, которые, в свою очередь, не могут не оказывать влияния на функционирование государственной власти. Одними из самых значимых процессов являются: функционирование государственной власти на основе разделения властей, формирование легальной оппозиции, а также политический плюрализм, выражающийся, прежде всего в отсутствии единой общеобязательной официальной идеологии, многопартийности, свободы мнений и убеждений, строящихся на свободе слова, как на неотчуждаемом праве человека и гражданина. Триединство именно этих элементов и позволяет обеспечить становление оппозиции. На процесс становления оппозиции влияет множество факторов: право идеологического многообразия, право участвовать в общественных делах, наделение граждан избирательным правом, в частности, пассивным, организация справедливых выборов, свобода СМИ. «Идеологическое многообразие компенсирует несовершенство человеческого разума, его неспособность отразить в одной теории все многообразие мира», сказал М.В. Баглай.
Прежде всего, оппозиция выражается в «обратной связи государства с обществом». В истории России, к сожалению, можно выделить совсем немного незначительных периодов, когда политическая оппозиция имела статус «реальной».
Период революции 1917 года, пожалуй, предопределил основные черты оппозиции как политического субъекта впоследствии в СССР, а позднее и в конституционном государстве РФ.
Изначально, в 1921 году, это выражалось в подавлении всякого инакомыслия, в создании системы однопартийного управления и в навязывании коммунистической идеологию. Уже на этом этапе механизм обратной связи с государством не работал.
Позднее, Конституция СССР 1936 года закрепила за Верховным Советом функцию высшей государственной власти, но на деле, реальная политическая власть концентрировалась в партийных органах. При отсутствии реальной оппозиции, все же существовали депутатские группы на предприятиях, пусть и не создававшие народную власть как элемент института оппозиции.
В Конституции СССР 1977 года в ст.9 впервые прописывается основное направление развития политической системы – «дальнейшее развертывание социалистической демократии: … повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения». Несмотря на фиктивность Конституции 1977 года, она явно позволяла гражданам повышать политическую активность, другое дело, мешали им в этом источники информации, которые «особенным образом» были запрещены на территории СССР.
Правосознание граждан СССР, не видевшее легитимной ясности и точности оппозиции, не ведавшее правовой культуры европейцев второй четверти двадцатого века, сформировало свой, индивидуальный подход к институту оппозиции в Российской Федерации, выражающийся в политической пассивности, в искажении форм правового воспитания (прежде всего в отсутствии истиной правовой пропаганды демократии) , в отсутствии непосредственной коммуникации с властью, в целом, в непонимании политической свободы и своих непосредственных прав. К сожалению, такое правосознание сохранилось и на сегодняшний день.
В период перестройки (где наблюдался уже явных упадок и неизбежный крах коммунизма), в 1988 году появляется формальная представительная оппозиция, в 1989 году - Межрегиональная депутатская группа, а уже в 1990 году была отменена 6 статья Конституции СССР , в результате которой КПСС лишилась монополии на власть. Именно на этом этапе оппозиция становится, как минимум, институционализирована и консолидирована (у нее появляются специальные права и статус).
Но даже официальное закрепление в статье 13 Конституции РФ оппозиции, где закрепляются: многопартийность, идеологическое многообразие, равенство общественных объединений, политические партии «Яблоко», «ДВР», «ЛДПР», получают незначительное множество голосов и уже не в состоянии конкурировать с 2003 года (не преодолели барьеры) с партией «Единая Россия». Без всякого сомнения, на это, в первую очередь, повлиял тот самый «сломанный» тоталитаризмом механизм, выражающийся в отсутствии и невозможности непосредственной коммуникации с властью, непонимании ценностей демократии, правовой и политической свободы, индивидуального выбора каждого гражданина.
Даже сейчас, в 2017 году, несмотря на несколько попыток принятия закона «О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации» в 1996 году, он так и остаётся всего лишь отклоненным проектом Федерального Закона. Многие попытки, предпринимаемые властью, с целью создания «псевдооппозиционерных партий» имеют место быть, что являет собой цель ликвидации голосов иных партий на выборах.
История российской оппозиции, к сожалению, сформировалась таким образом, что оценка большинства социальных процессов проходит через «диктатора», иными словами, лидера. Согласно опросу ВЦИОМ №2009 самой сильной партией в России признана «Единая Россия», остальные же являются слабыми и неспособными к противостоянию.
Учитывая ныне роль представительной оппозиции, как относительно молодого института, она вряд ли сможет прийти к власти при таком подходе граждан РФ. Принцип «ручного» управления «Единой России», монополизация ею власти ведет к дестабилизации политической системы, ее неустойчивости.
Оппозиционная деятельность должна быть направлена на ликвидацию стагнации в обществе, на разрешение конфликтов между обществом и властью. Так, единственным показателем «здоровья» демократии является стабильность политической системы, её способность к самостоятельной регенерации. Отсутствие в стране реальной оппозиции - показатель авторитарного политического режима, с частичным, а иногда и с полным отсутствием демократических прав и свобод.