Место и роль «росгвардии» в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина рф

Федоринов Виктор Андреевич,
НИ Томский государственный университет, г. Томск

 

Ключевая особенность Конституции РФ 1993 года, заключается в установление нового конституционного строя, на вершине которого находятся права и свободы человека. В ст. 2 конституции закреплено: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2) [1]. Реализация указанных в конституции прав и свобод гарантируется государством (ст. 45 ч.1) [1] через деятельность системы правоохранительных органов [8, с. 104]. К этой системе по мнению ряда ученых относятся те структуры, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина и обладают возможностью государственного принуждения [7, c. 8].

Анализ нормативно-правовой базы Национальной гвардии РФ позволяет выделить ее особое значение в системе правоохранительных органов РФ (ст. 3) [2].

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ создана указом Президента Российской Федерации № 157 от 5 апреля 2016 года «в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина» (ст. 1) [3] (далее – Росгвардия (ст. 1) [2]).

Обеспечение безопасности граждан в обществе и государстве осуществляется «Росгвардией» с помощью определенного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.

По мнению С. В. Калашникова общепризнанный универсальный механизм гарантий прав и свобод включает в себя несколько правозащитных уровней: межгосударственный (международный), внутригосударственный (национальный), локальный (местный) [8, с. 17]. Особенность «Росгвардии» закреплена в нормативном плане и представляет собой возможность данного органа осуществлять защиту прав и свобод человека и гражданина на всех правозащитных уровнях. На межгосударственном – это участие в миротворческих операциях за рубежом (ст. 2 ч. 2) [2]. На внутригосударственном уровне – это участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции; участие в территориальной обороне Российской Федерации (ст. 2 ч.1 пн. 3-5) [2]. На локальном уровне – это деятельность Национальной гвардии РФ, направленная на охрану общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и т.п. (ст.2 ч. 1 пн. 1,2) [2]

Актуальность деятельности «Росгвардии» определяется ее ролью и местом в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.

Роль Национальной гвардии РФ во многом характеризуется динамической стороной механизма обеспечения. Это подтверждение содержится в различных формах её организационно-правовой деятельности. Которая четко и ясно регламентируется нормативно (ст.ст. 2,4) [4] и активно проявляется в организации действий по борьбе с преступностью на внутригосударственном и локальном уровне. Примером может служить информация, взятая с официального сайта Национальной гвардии РФ [11]. Согласно статистическим данным, в управлении «Росгвардии» по Саратовской области были подведены итоги служебно-боевой деятельности органа за 2016 год: «Активное участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности принимают спецподразделения управления Росгвардии (ОМОН, ОМОН на транспорте, СОБР). В 2016 году личным составом этих подразделений задержано 227 лиц, подозреваемых в совершении преступлений. При участии бойцов спецназа изъято более 11 кг наркотических веществ, около полутора тысяч боеприпасов и 2 взрывных устройства. На высоком уровне организована работа по оказанию государственных услуг по линии лицензионно-разрешительной работы. В 2016 году сотрудниками подразделения оказано свыше 31,3 тыс. государственных услуг, из которых 19 866 — в электронном виде и т.д.».

Место федеральной службы в рассматриваемом механизме определяется его статической стороной. Особое значение приобретает компетенция данного органа, которая определяется типовыми и индивидуализированными нормативными положениями о «Росгвардии».

К типовым нормативно-правовым актам можно отнести ФЗ-226 от 03 июля 2016 года «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Указ Президента №-510 от 30 сентября 2016 года «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», закрепляющие принципы, задачи и обязанности «Росгврадии».

К индивидуализированным нормативно-правовым актам относится указ Президента РФ от 05 апреля 2016 г. № 158 «О директоре Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующем войсками национальной гвардии Российской Федерации», назначающий директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное можно выделить три этапа формирования войск Национальной гвардии РФ в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина.

Первый этап подразделяется на 2 части. Первая часть первого этапа формирования – это нормативное становление нового федеральной органа исполнительной власти, в соответствии с уже принятыми Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, подзаконными актами. Вторая часть этапа заключается в принятие нормативных актов управления, которые направлены на улучшение материально-технической базы Национальной гвардии. Сюда следует отнести, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 января 2017 года «Правила материально-технического обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации», которые содержат в себе положения, позволяющие «Росгвардии» посредством органов снабжения МВД РФ заключать государственные контракты для нужд войск национальной гвардии Российской Федерации, исполнять их, а также использовать иные способы материально-техническое обеспечения (ст.5) [10]. Иначе говоря, данное правительственное постановление расширяет возможности «Росгвардии» в вопросе дополнительного финансирования ее территориальных служб.

Второй условный этап, как основной, будет проходить с 1 января до 1 сентября 2017 года [12]. За это время необходимо выполнить ряд первостепенных задач. Во-первых, разработать действенные концепции строительства и развития системы управления войсками национальной гвардии РФ (ст. 9 ч. 7) [4]. Во-вторых, вывести «Росгвардию» на среднесрочную перспективу (ст. 9 ч. 8) [4]. В-третьих, полностью завершить изменение нормативно-правовой базы федеральных и территориальных органов (ст.2 ч. 2) [4]. В-четвертых, максимально оптимизировать организационно-штатную структуру войск (ст. 14 ч. 10) [4].

И заключительный, третий этап формирования федеральной службы начнется 1 сентября 2017 года и продолжится до 31 января 2018 года [12]. Именно в этот период, все структурные подразделения Национальной гвардии РФ перейдут на военную службу. Таким образом будет завершен цикл становления «Росгвардии», место и роль которой окончательно обозначится в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации : указ Президента РФ от 05 апреля 2016 г. № 157 // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.
  3. О директоре Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующем войсками национальной гвардии Российской Федерации : указ Президента РФ от 05 апреля 2016 г. № 158. // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2077.
  4. О войсках национальной гвардии Российской Федерации : федер. закон от 03 июля 2016 г. № 226. // СЗ РФ. 2016. № 27. Ст. 4159.
  5. О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации : указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510. // СЗ РФ. 2016. № 41. Cт. 5802.
  6. Правила материально-технического обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации : утв. постановлением Правительства РФ «О материально-техническом обеспечении войск национальной гвардии Российской Федерации» от 20 января 2017 г. № 41. [Электронный ресурс] // Федеральный портал нормативно-правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=59650 (дата обращения 23.01.2017).
  7. Братко А. Г. Правоохранительная система: понятие и основные элементы содержания // Проблемы развития правоохранительных органов. М., 1994. С. 8–11.
  8. Дмитриева Ю.А. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) // под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2009.
  9. Калашников С. В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан // Государство и право. 2002. № 10.
  10. Филиппова Э.М. К вопросу о юридических гарантиях охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: «Право». 2010. № 38. Вып. 24. С. 104-108.
  11. В управлении Росгвардии по Саратовской области подвели итоги служебно-боевой деятельности за 2016 год [Электронный ресурс] // Национальная гвардия РФ. 2016. URL: http://rosgvard.ru/v-upravlenii-rosgvardii-po-saratovskoj-oblasti-podveli-itogi-sluzhebno-boevoj-deyatelnosti-za-2016-god/
  12. Главком Росгвардии: Граждане справедливо ждут от государства защиты [Электронный ресурс] // Интерфакс. 1991. URL: http://www.interfax.ru/russia/521463 (дата обращения 03.12.2016).
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (3 голосов)