Местное самоуправление, как важнейшее проявление власти народа

Денисова Екатерина Васильевна,
г.Ханты-Мансийск, ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»,
Юридический институт

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Россия есть демократическое государство. Ее демократизм выражается в народовластии. В статье 3 Конституции России закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием граждане и определяется как принадлежность данной группы людей к соответствующему государству. Власть же является социальным явлением, она существует в любом обществе, потому что управлению подлежит каждый институт общества.  Народовластие представляет собой особую модель взаимоотношений между властью и народом, личностью, государственными и общественными структурами. Народовластие в России существует как конституционная ценность, поэтому на государстве лежит обязательство не только по уважению  и защите, но и по обеспечению выражения данной ценности.

В Российской Федерации воля народа является основой построения государственной власти и ее изменения. Можно назвать две формы народовластия: непосредственная и представительная демократия. Данные формы отличаются субъектом: при непосредственной демократии – это сам народ, в представительной же демократии – это избранные представительные органы. Следует заметить, что в Российской Федерации действуют сразу две формы, что является высшим проявлением власти народа.

Власть народа может осуществляться на трех уровнях:

  1.  Федеральный уровень, то есть как граждане Российской Федерации, ее многонациональный народ;
  2. Региональный уровень, принадлежность к определенному субъекту России;
  3. Местный уровень, то есть как жители местных территориальных образований.

Местное самоуправление относится к числу важнейших проявлений демократизма государства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 32) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В Конституции РФ (ст. 130) также закреплено, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления  под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления управлять значительной частью публичных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Европейская хартия определяет местное самоуправление в качестве основы любого демократического строя, закрепляет основные принципы организации местной власти. Особое внимание в Европейской хартии уделяется самостоятельности органов местной власти в определении своей внутренней организационной структуры и осуществлении полномочий в пределах своей компетенции.

В Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; другими  федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской  Федерации,  законами субъектов Российской Федерации. Конституция закрепляет в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, прежде всего, положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности (ст. 8); о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст. 132). Кроме того, Конституция устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления: а) самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления (ст. 131); б) необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления (ст. 131); в) обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями (ст. 132); г) компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133); д) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав (ст. 133). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через органы местного самоуправления. Данной нормой закрепляется два способа осуществления местного самоуправления:

1) путем прямого волеизъявления (местный референдум, отзыв депутата и т.д)

2) через органы и должностные лица местного самоуправления (представительный орган, глава муниципального образования и др.)

Через формы прямого волеизъявления жители формируют органы местного самоуправления. Но принимая решения на референдуме, сходе, собрании, они не только осуществляют управление, но и воздействуют на выбранные органы, осуществляя за ними контроль.

Осуществление публичной власти органами местного самоуправ­ления связано с таким принципом государства, как народовластие. Местное самоуправление — это институт гражданского общества наряду с общественными объединениями граждан, коммерческими организа­циями и т. д.

Тем не менее, органы местного самоуправления наиболее близко из остальных институтов стоят к госу­дарству и его органам, являясь связующим звеном между народом и государством. Признание местного самоуправ­ления государством есть необходимый признак правового государства и демократического политического режима. Отсутствие местного самоуп­равления свидетельствует, как правило, об антидемократическом поли­тическом режиме.



Библиография

Нормативный материал

  1. Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.)
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // Российская Газета. 1993.25 декабря.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления»// Собрание Законодательства Российской Федерации, №39

Специальная литература

  1. Габричидзе Б.Н. Конституционное право современной России. 2006. С. 93.
  2. Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации // учебник. М.: 2008. С. 94.
  3. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: НОРМА, 2008. С. 74.
  4. Маврин С.П. Конституционные ценности и их роль в российской правовой системе // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 3. С.13.
  5. Миронов В.Ф. Гражданство Российской Федерации. М.: 2007. С. 125.
  6. Пресняков М.В. Справедливость в системе конституционно-правовых ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 16. С. 7.
  7. Червонюк В.И. Конституционное право России. М.: Терминка. 2004. С. 86.
0
Ваша оценка: Пусто