Малый бизнес в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Семёнова М.,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента, Немцова Н.В.

 

Малый бизнес в европейских странах является одним из факторов развития экономики. В Российской Федерации же малый бизнес только развивается, делая «первые шаги», но перспективы такого бизнеса выглядят очень даже оптимистично.

Органы исполнительной власти в России (в частности Правительство РФ) пытаются предпринять меры, которые могут поднять малый бизнес на более высокий уровень. Такими мерами для начинающих предпринимателей являются различные льготы, финансовое обеспечение, выделение денежных средств на развитие, снижение налогового давления, снятие других барьеров. Благодаря этому многие граждане нашей страны пытаются начать свой бизнес, и многие из них стали успешными в своих отраслях сфер деятельности человека.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она осуществляется в различных формах: стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией льготного банковского кредитования, созданием информационно-консультативных и научно-технических центров, развитием системы страхования, организацией материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение специального законодательства. В целом, влияние кризиса на малый бизнес выражается в существующих либо возможных в будущем финансовых проблемах - отсутствие оборотных средств и возможности получения займов (особенно, под невысокие проценты или без залога, а также на создание нового бизнеса), сложности с получением займов от государственных (муниципальных) фондов поддержки малого бизнеса из-за недостаточных размеров их денежных активов, снижение потребительского спроса (как следствие – снижение прибыли и рентабельности), вероятность неплатежей от контрагентов, что приводит к отказу от привычных схем расчётов, прекращению работы с некоторыми поставщиками и подрядчиками, что также отражается на прибыли предприятия. Мировой финансовый кризис, безусловно, затронул все сферы экономики, но, как выяснилось, наши соотечественники оказались более устойчивыми к экономическим потрясениям, чем жители Европы или Америки. По оценкам экспертов, российский рынок труда в последнее время начал стабилизироваться, и в экономике заметны положительные тенденции.

Говоря про малый бизнес и развитие малого бизнеса в условиях кризиса, необходимо отметить, что на сегодняшний день у него очень хорошие перспективы развития, хотя работать приходится в нелёгких условиях. Смятение и растерянность от резко изменившейся экономической ситуации у владельцев небольших фирм и предприятий уже прошли, и можно наблюдать оживление активной экономической деятельности в малом бизнесе. Оно наиболее заметно в сельском хозяйстве и в секторе, занимающемся переработкой сельскохозяйственной продукции. В большинстве остальных отраслей экономики специалисты также прогнозируют заметное оживление и дальнейшее успешное развитие малого бизнеса.

Развитие инфраструктуры малого бизнеса является одним из основных направлений государственных и региональных программ в России. Региональные и местные власти, объединения предпринимателей проявляют значительную активность в развитии инфраструктуры малого бизнеса. Во многих регионах отсутствуют концепции развития инфраструктуры МП и достоверные данные о реальных потребностях предпринимателей в тех или иных видах деловых услуг. Зачастую лица, отвечающие за это направление, не имеют четкого представления о специфике и различиях между отдельными видами объектов инфраструктуры. Понятийная путаница нередко приводит к тому, что инкубаторами называют чисто обучающие организации или фирмы, специализирующиеся на регистрации новых предприятий и предоставлении юридического адреса, а технопарками или бизнес - центрами - консультационные фирмы или торговые павильоны и т.п.

Следует отметить и недостаточную информированность предпринимателей о наличии в соответствующих регионах объектов инфраструктуры малого бизнеса, их местонахождении, перечне предоставляемых ими услуг и условиях их получения (в силу ресурсных ограничений рекламные кампании по объектам инфраструктуры, как правило, не проводятся). Это во многом объясняется самоустранением федеральных, региональных и местных органов власти от активного участия в создании комплекса объектов инфраструктуры МП на местах.

Опыт зарубежных стран и наиболее развитых регионов России показывает, что непременным условием создания и эффективного функционирования объектов инфраструктуры является участие центральных и региональных органов управления и государственных финансово-инвестиционных институтов, что обеспечивает, с одной стороны, финансовую и политическую поддержку, а с другой - является гарантией качества предоставляемых услуг, добросовестности в выполнении взятых обязательств и т.п. Тем самым обеспечивается и необходимая обратная связь, когда информация о потребностях предпринимателей в конкретных видах услуг и основных проблемах малого бизнеса служит основой для корректировки государственной политики.

Представляется необходимым в самое ближайшее время определить для каждой из форм институтов поддержки предпринимательства минимальный допустимый набор видов деятельности, требований к качеству и условиям предоставления услуг, который позволяет этим организациям претендовать на государственную поддержку (предоставление кредитов и субсидий, участие в капитале, компенсация определенных видов затрат, установление налоговых льгот, имущественная и информационная поддержка, государственные гарантии и другая возможная помощь). 

 

0
Ваша оценка: Пусто