Квопросу квалификации посягательств на свободу совести и вероисповеданий (ст.148 УК РФ)

Г.В. Витальский
ОмЮА

 

На протяжении тысячелетий религия является неотъемлемой частью жизни человека. В любом демократическом государстве институт свободы совести и вероисповедания является важным и лежит в основе правового статуса человека и гражданина. Мировое сообщество в целом и каждое государство в отдельности уделяют данному вопросу особое внимание.

В ст. 148 Уголовного кодекса РФ закреплена уголовная ответственность за посягательства на честь и достоинство человека в сфере религиозных убеждений.

Объектом уголовной охраны являются права, установленные ст. 28 Конституции РФ: каждому, гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними

Непосредственным объектом состава ст. 148 УК РФ являются общественные отношения, охраняющие конституционное право граждан Российской Федерации на свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции Российской Федерации).

Дополнительным (факультативным) объектом может выступать здоровье человека.

Рассматриваемая норма уголовного закона содержит оценочные категории, что зачастую вызывает проблемы в правоприменительной практике. По нашему мнению, необходимо внести изменения в данную статью, придав точность ряду ее формулировок, носящих двусмысленный и не четко определенный характер.

По части 1 ст. 148 объективная сторона преступления заключается в совершении публичных действий, которые выражают явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.

На уровне диспозиции нормы должно быть юридически понятно содержание категории «оскорбление», цель оскорбления чувств верующих и что понимается под религиозными чувствами.

Религиозные чувства – это особый эмоциональный процесс, система жизненных взглядов, ценностей, направленных на сверхъестественный объект.

Под оскорблением понимаются действия, в отношении конкретного человека, либо группы лиц, направленные на унижение чести и достоинства. Оскорбление чувств верующих можно определить, как действия, определенные неприязненным отношением к той или иной религиозной системе.

Следовательно, оскорбление чувств верующих можно определить, как аморальные действия в отношении другого лица или группы лиц, связанные с неприятием и неприязнью к той или иной религиозной системе. Следует определить за совершение, каких конкретных действий наступает уголовная ответственность по данной статье. Одним из ведущих действий является оскорбление, важным критерием оскорбления выступает не только смысл высказывания, но и его формулировка. Термины «обида» и «оскорбление» часто понимаются неверно, так как не каждое высказывание, вызвавшее у лица обиду, будет являться оскорблением.

С целью достоверной юридической квалификации действий виновного лица, по делам об оскорблениях проводятся лингвистические экспертизы, с помощью которых выясняется, является ли высказывание, вызвавшее обиду, оскорблением в правовом смысле, также возможно проведение религиоведческой экспертизы.

Неточностью обладает и формулировка «публичные действия», сразу возникает вопрос, что именно понимается под «публичными действиями», также является непонятным, сколько должно быть лиц-наблюдателей при совершении действий лиц, чтобы эти действия признавались совершенными публично.

В российском законодательстве нет единого понятия публичности, в каждой отрасли права свое понимание этого термина. Верховный Суд указал, что под «публичными призывами» следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) выражения. Из этого следует что, публичными считаются действия, которые совершаются в местах, где они могут стать предметом восприятия неопределенного круга лиц.

В местах массового скопления людей, также публичными считаются записи и объявления, которые являются общедоступными. Если публичность понимать, как действия, совершенное в месте, доступном для неопределённого круга лиц, среди которых должны быть «верующие». При этом если субъект ограничивает доступ к интернет-блогу или же делает приписку «Верующим не читать», то такое распространение информации не может быть признано публичным, так как круг лиц ограничен и контролируется.

Важным моментом является то, что публичные действия должны быть совершены непосредственно в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Квалифицировать деяние как оскорбляющее чувства верующего можно только при обращении к конфессиональным нормам, однако они не являются частью российской правовой системы, а понимание оскорбления чувств верующих находится в сфере субъективных оценок и восприятий.

Данную правовую норму недопустимо применять к отдельным малочисленным или молодым группам и объединениям. Государство, признав религиозное и мировоззренческое многообразие, берет на себя и обязательство по формированию эффективного механизма защиты свободы слова и совести каждого человека и гражданина.

Для правоприменителя может представлять сложность разграничение публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершенных в целях оскорбления религиозных чувств верующих (ст. 148 УК РФ), и действий, совершенных публично с целью унижения достоинства человека либо группы лиц по признаку отношения к религии, которые подлежат квалификации при отсутствии отягчающих обстоятельств по ч. 1 ст. 282 УК РФ.

Что же является основным критерием разграничения данных составов в случае, если присутствуют такие признаки, как публичность, действия, направленные на унижение достоинства, мотив – принадлежность потерпевшего (потерпевших) к той или иной религиозной группе, их вероисповедание. Полагаем, что важно обратить внимание на объект рассматриваемых преступлений. Для преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ, родовым объектом выступает личность, а видовым – конституционные права и свободы человека и гражданина, для преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, родовым – государственная власть, видовым – основы конституционного строя и безопасность государства. Данные краткие определения объектов анализируемых посягательств позволяют нам утверждать, что действия, описанные в ч. 1 ст. 148 УК РФ, направлены на определенные личности верующих. Если же указанные оскорбительные действия в части унижения достоинства будут направлены на личностно для виновного неопределенного человека или группу лиц в связи с отношением их к той или иной религии, совершены публично или с использованием средств массовой информации, что может свидетельствовать о крайней неприязни виновного к данной религии и его стремлении вызвать у общества негативное отношение к ней, то, полагаем, ответственность должна наступать по ст. 282 УК РФ.

Отметим, что ч. 1 ст. 148 УК РФ содержит специальный состав преступления по отношению к преступлению, предусмотренному п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ. Полагаем, что уголовно-правовая норма, предусмотренная п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ, имеет универсальное значение в части общего регулирования рассматриваемых преступлений в ситуации публичности, сопряженной с грубым нарушением общественного порядка по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Несмотря на то, что уголовным законодательством предусмотрена уголовная ответственность за посягательства на честь и достоинство человека в сфере религиозных убеждений, положения статьи сформулированы не точно. В норме содержаться оценочные категории и термины без указания на их значение. С внесением ясности в содержание статьи, уголовно-правовая норма приобретет конкретный характер, и у правоприменителей не будет возникать вопросов по поводу ее применения.

0
Ваша оценка: Пусто