Криминалистическое значение следов транспортных средств

Юхлин В.А.,
студент 3-ю курса ОмЮА

научный руководитель: доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н., доцент С.Е. Тимошенко

Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.
К ним, по нашему мнению, следует относить:
– следы ходовой части;
– следы выступающих частей транспортного средства;
– отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ, что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование.
Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события, т.е. определять:
– направление и режим движения;
– место столкновения (наезда);
– угол и линию столкновения и др.

Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).
Различают следующие виды следов ходовой части транспортных средств:
– следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки;
– следы скольжения возникают при полной блокировке колес в процессе торможения.
В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть:
а) поверхностными:

  • следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту; позитивные — от окрашенных выступающих частей, и негативные — от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса);
  • следы отслоения (следы на загрязненной поверхности).

б) объемными (являются результатом остаточной деформации грунта - песка, глины, рыхлой земли, и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях).
По следам ходовой части определяют:

  • направленность и режим движения (торможения, остановки) - диагностическая задача;
  • вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление - идентификационная задача.

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.
Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес.

База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью).
Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.
Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком.

Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства.
Криминалистическое исследование следов ходовой части транспортных средств
При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора.
Для решения диагностической задачи (определения направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.) можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

  • рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
  • при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;
  • на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;
  • капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;
  • при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;
  • при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);
  • камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;
  • на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;
  • ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения.

О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения), то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (авто техническая экспертиза. Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.
Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра места происшествия.

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)