Коррупция в системе государственных закупок:проблемы и пути выхода

Никифорова София Ивановна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г Омск

 

Формирование современной отечественной системы государственных закупок невозможно без тщательного и всестороннего изучения вопроса о коррупционной составляющей в этой сфере деятельности. Коррупция в системе государственных закупок явление не новое и продолжающееся по сей день. 25 ноября 2014 года Счетная палата РФ опубликовала результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в условиях формирования контрактной системы за 9 месяцев 2014 г.». За указанный период по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

Счетной палаты было выявлено порядка 400 нарушений законодательства о государственных закупках на общую сумму около 112 миллиардов рублей, говорится в сообщении, опубликованном на сайте контрольного органа. Как отметило ведомство, проведенный мониторинг показал, что цели, которые были поставлены перед новым законодательством в сфере закупок, в настоящее время не достигнуты. Кроме того, как подчеркнул аудитор Михаил Рохмистров, относительная экономия бюджетных средств по результатам осуществления закупок составила всего 4%. По его словам, это практически в два раза ниже такого же периода в 2013 году. Эти результаты говорят лишь об одном: никаких улучшений в системе госзакупок пока не наблюдается, наоборот, закон нарушают, как и раньше. Один из самых громких скандалов в сфере государственных закупок прогремел в 2010 году. Тогда было обнаружено, что подведомственные Минздравсоцразвития учреждения закупали дорогое медицинское оборудование по ценам, которые были в 2-3 раза выше цен производителей. В разбирательстве принял участие президент РФ Дмитрий Медведев, который лично поручил правоохранительным органам наказать всех виновных в выявленных махинациях.

Создать совершенную систему госзакупок  представляется затруднительным, однако принимать меры для устранения коррупции необходимо. Проблема в том, что многие важные законопроекты застывают в невесомости. Например, как сообщает депутат Госдумы Михаил Старшинов, ранее в Госдуме принимали закон, который ограничивал тремя миллионами рублей стоимость рядовой покупки. После этого был подготовлен второй законопроект, который касался того, чтобы запретить государственным организациям покупать именно автомобили ценой свыше трех миллионов рублей. С той поры прошел  почти год, но от правительства ответ не получен – ни отзыва на законопроект, ни постановления. Также в настоящее время в Уголовном кодексе РФ отсутствуют составы преступлений, предусматривающие ответственность за злоупотребления в сфере государственных закупок. В лучшем случае такие деяния квалифицируются как мошенничество или как злоупотребления служебным положением, реже - как получение взятки или служебный подлог.

Стоит подумать о криминализации такого деяния, как "заключение заведомо невыгодного контракта для нужд государства", тем более что подобные предложения уже поступали ранее, но так и остались нереализованными на практике. Также возможно расширить круг ответственных лиц за нарушения в системе госзакупок, то есть  помимо чиновников к ответственности привлекать и руководство компаний, работающих в данной сфере. Если обратиться к международному опыту, то, например, в Великобритании в 2011 году вступил в законную силу нормативно-правовой акт о предупреждении взяточничества, который аккумулировал в себе все необходимые нормы предыдущих законов и включил новые положения. Несомненным достоинством этого акта является формулировка и нормативное закрепление таких принципов антикоррупционной политики, как экстерриториальность; своевременность оценки антикоррупционных рисков; обязательность требования законодательства о коррупции для всех государственных служащих; периодичность проверки кадров на благонадежность; системный контроль и надзор.

Особое внимание в законе уделяется уголовно-правовым мерам борьбы с такими коррупционными преступлениями, как мошенничество в управлении персоналом, злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок и другие. В соответствии с нормами этого закона юридическую ответственность за коррупцию несут все компании и организации, ведущие хозяйственную деятельность на территории страны, ответственности за коррупционные преступления подлежат и сотрудники этих компаний.

В документации о закупке нередко встречаются так называемые коррупциогенные факторы, т.е. положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые, обременительные требования к участникам госзакупок. Преждевременное выявление таких факторов и их устранение из конкурсной документации является важным профилактическим средством предупреждения коррупции в сфере государственных закупок. Одним из важнейших направлений противодействия коррупции в названной сфере должна стать организация антикоррупционной экспертизы документации о закупке. Правовой институт антикоррупционной экспертизы в отечественном праве впервые появился с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", позже также был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих данный вопрос.

Однако в принятых законах речь идет об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов. Конкурсная документация, которая готовится заказчиком перед объявлением торгов по каждому виду закупки, правовым актом не является и потому действие законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и их проектов на нее не распространяется. В связи с изложенным выше необходимо разработать методику проведения антикоррупционной экспертизы конкурсной документации, которая должна определять алгоритм и последовательность действий экспертов по выявлению в документации о закупке коррупциогенных факторов. Для выявления фактов несоответствия начальной (максимальной) цены закупаемых товаров, работ и услуг среднерыночным ценам, сложившимся на данный тип или вид товаров, работ и услуг, представляется целесообразным использовать следующие способы и методы:

1.Проведение сравнительного анализа цены государственного контракта, указанной в извещении о конкурсе (аукционе), и размера бюджетных средств, выделенных заказчику на данную закупку.

2.Проведение сопоставительного анализа заявленной цены закупки со средними ценами на данный вид товаров, работ, услуг, сложившимися на рынке в соответствующем регионе Российской Федерации

3. Сопоставление заявленной цены государственного контракта с ожидаемыми результатами предполагаемых работ на предмет выявления адекватности этих результатов объему запланированных для данных целей денежных средств.

Для выявления в конкурсной документации такого коррупциогенного фактора, как нереальность сроков, предлагаемых заказчиком для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по государственному контракту, экспертами могут быть применены следующие способы и методологические приемы:

1. Сопоставление предложенных сроков исполнения государственного контракта с его ценой.

2. Сравнительный анализ предложенных сроков исполнения государственного контракта со сроками поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотренными соответствующими правилами и нормативами, изложенными в различного рода справочных и методических документах.

3. Сопоставление предложенных сроков исполнения государственного контракта с количеством подлежащей поставке продукции, объемом подлежащих выполнению работ, оказываемых услуг.

Особое внимание на предмет выявления рассматриваемого коррупциогенного фактора следует уделять документации о закупке, размещаемой в сети Интернет во второй половине и особенно в IV квартале календарного года. Дело в том, что заказчики, размещая заказ в конце года, нередко пытаются оправдать сокращенные сроки исполнения государственных контрактов необходимостью осуществить закупки в рамках текущего календарного года и, соответственно, "освоить" выделенные на эти цели бюджетные средства до конца бюджетного года. В этом случае, помимо применения изложенных выше методических рекомендаций, эксперту надлежит выяснить у заказчика, что помешало ему разместить соответствующий заказ в первой половине или в середине соответствующего года, чтобы у исполнителя было достаточно времени для исполнения обязательств по государственному контракту.

Еще одним коррупциогенным фактором конкурсной документации являются завышенные требования к участнику размещения заказа, предъявляемые для участия в конкурсе (аукционе). Для выявления данного фактора лицо, проводящее антикоррупционную экспертизу, должно тщательно проанализировать все те квалификационные требования, которые согласно конкурсной документации предъявляются к поставщику.

Таким образом, система государственных закупок в РФ на сегодняшний день  значительно подвергнута воздействию коррупции. Добиться снижения коррупции позволит лишь комплексный подход – сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах процесса государственных закупок.

0
Ваша оценка: Пусто