Конституция РФ: вопросы пересмотра и внесения поправок

Гордеева Анна Александровна
ЧОУ ВО «Сибирский Юридический Университет»

 

Конституция - это важнейший закон общества и государства. Она определяет правовой статус государства, человека и гражданина, систему государственной власти. Так как нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, она не должна постоянно изменятся. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством. Поэтому мы должны тщательно следить за соблюдением внесения изменений.

Пересмотр и внесение поправок. Несмотря нато, что внесение поправок в Конституцию РФ являются нежелательнымиони все равно происходят. Это достаточно сложный процесс, который возникает в случаях крайней необходимости. Вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут: Президент Российской Федерации; Совет Федерации; Государственная дума; Правительство Российской Федерации; законодательные органы субъектов Российской Федерации; группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы. Порядок внесения поправок и пересмотра Конституции регламентируется главой 9 Конституции: пересмотр положений глав 1, 2, 9 и поправки к главам с 3-8 Конституции; внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации или изменением состава Российской Федерации. Порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам с 3 - 8 Конституции закреплены специальным Федеральным законом. Изменения в Конституции начали происходить при Б.Н. Ельцине. О них можно сказать то, что они не носили кардинальных перемен, поскольку это происходило в связи с корректировкой положений ст.65 в части переименования субъектов Федерации. Такие же изменения произошли при В.В Путине с 2000-2008 год, но также там присутствовало исключение из состава РФ 2 автономных округов. Наиболее значимые изменения произошли в 2008 году при Д.А. Медведеве и 2014 году при В.В. Путине. Данные поправки вносились для увеличения срока полномочий презента и назначение Президентом РФ прокуроров, а также объединение Высшего арбитражного суда и Верховного суда и поправка к Конституции РФ, которая позволяет Президенту РФ вводить в состав Совета Федерации до 10% назначенных представителей.

Об изменениях сроков полномочий президента можно сказать, что это было правильное решение. Потому что ту программу, с которой он идет на выборы за 6 лет можно реализовать в полном объеме.

Проект Закона о поправке 2014 г. Внесенный 07.10.2013 Государственной Думой в третьем окончательном чтении был одобрен 22.11.2013, после чего передан на одобрение в Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Постановлением Совета Федерации от 27.11.2013 N 442-СФ, изданным в соответствии со ст. 6 ФЗ, Закон о поправке 2014 г. был принят. В дальнейшем для исполнение ст. 7 ФЗ Советом Федерации было опубликовано уведомление соответствующее данному закону. В конечном итоге Закон о поправке 2014 г. должен был вступить в силу после его одобрения законодательными органами не менее двух третей субъектов Федерации, на которыевозложена обязанность до 26.11.2014 рассмотреть Закон о поправке 2014 г. и проинформировать об этом Совет Федерации. В том числе в ст. 11 Федерального закона не требуется обязательность поступления в Совет Федерации постановлений по закону всех 85субъектов о поправке к Конституции РФ. Необходимость квалифицированного большинства субъектов Федерации, чье одобрение закона о поправке позволит признать его вступившим в силу закреплено в ст. 136 Конституции РФ. В ст. 11 Федерального закона и Регламент Совета Федерации предлагается ввести в целях исключения конфликта в закрепляющую возможность принятия Советом Федерации постановления об установлении результатов рассмотрения субъектами Федерации закона о поправке в случае поступления в Совет Федерации постановлений всех 85 субъектов Федерации вне зависимости от наличия необходимого кворума положительных решений. Данный вариант действий мы можем рассмотреть на примере закона о поправке в 2014 году в рекордно короткие сроки в Совет Федерации всеми субъектамибыли представлены результаты рассмотрения данного Закона.

Нельзя не отметить важность вопроса вступления в силу закона о поправке. Находящийся в ст. 136 Конституции Российской Федерации Закон о поправке 2014 г. вступил в силу 29.01.2014, т.е. с момента установления Советом Федерации результатов рассмотрения законодательными органами государственной власти субъектов Федерации данного Закона.

Вст. 136 Конституции Российской Федерации и ст. 13 Федерального закона как и во многих положениях в части вступления в силу закона о поправке имеются противоречия, которые необходимо устранить.

В Законе о поправке 2014 г. законодатель попытался разрешить имеющееся противоречие. Он определил в ч. 1 ст. 2, что данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.

Следует отметить, что Закон о поправке 2014 г. впервые опубликован 06.02.2014 на интернет-портале официальной правовой информации. Согласно ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ является моментом его официального опубликования, следовательно, его моментом вступления в силу. Таким образом, мы можем сказать, что Закон о поправке 2014 г. вступил в силу 06.02.2014.

Также не могу не сказать о том, что предусмотренная ч. 4 ст. 11 ФЗ процедура обжалования постановлений Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона о поправке вызывает определенный интерес.

Согласно ФКЗ «О Верховном суде РФ» Верховный суд в качестве суда первой инстанции рассматривает гражданские дела об оспаривании ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания. Однако, учитывая конституционно-правовой статус постановления Совета Федерации, его непосредственное отношение к тексту Конституции, целесообразнее было бы полномочие по рассмотрению подобных споров передать Конституционному Суду Российской Федерации, осуществляемому толкование Конституции РФ и разрешающему дела о соответствии Конституции правовых актов различной силы. Рассматривая роль Конституционного Суда в процедуре корректировки конституционного текста, следует отметить, что норм, предусматривающих участие Конституционного Суда в данной процедуре, в Конституции и Федеральном законе не имеется. Также нам не следует забывать о том, что Конституционный суд дает толкование Конституции РФ в силу ч. 5 ст. 125 Конституции РФ. В следствии чегобыло бы вполне логично включить Конституционный Суд в число субъектов, имеющих право вносить предложения о поправках.

Как уже известно все изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации, будут иметь место для применения новшеств в силу изменения времени и общества. В связи с этим действующий в настоящее время Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" регулирует и будет продолжать регулировать данные новшества.

Порядок пересмотра и поправок в Конституции носит сложный характер. Он включает в себя несколько стадий и регламентирует деятельность всех органов. Именно строгий порядок пересмотра и поправок обеспечивает стабильность Конституции РФ и способствует устранению положений, которые мешают обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
 


 Список литературы:

 

  1. https://wiselawyer.ru/poleznoe/77738-nekotorye-problemy-vneseniya-popravok-konstituciyu-rossijskoj-federacii;
  2. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс;
  3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"// СПС КонсультантПлюс;
  4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс;
  5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"// СПС КонсультанПлюс;
  6. http://www.kremlin.ru/acts/19378
  7. Уведомление СФ ФС РФ от 27.11.2013 N СФ-6 "О Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс;
  8. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 9.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 17.10.2019)// СПС КонсультантПлюс;
  9. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) "О Верховном Суде Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс.
     
 
0
Ваша оценка: Пусто