Конституционный принцип равенства мужчин и женщин на примере основного закона ФРГ 1949 г.

Катковская Мария Алексеевна,
г. Томск, НИ Томский государственный университет

 

Реализация и защита прав и свобод человека и гражданина  с началом становления концепций правового и социального государства стала ключевой  задачей в деятельности государств, стремящихся к установлению демократического режима. Конституционный статус, включающий правосубъектность и устойчивую политико–правовую связь лица с государством – гражданство, определяет правовое положение граждан в основных сферах общественной жизни. Однако большое значение имеет не только сам  фактический объем этих прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование, и которые в конечном итоге образуют принципы правового статуса личности. Наряду с принципами неотъемлемости, гарантированности, недопустимости ограничения прав и свобод, важное место занимает принцип равенства, в том числе принцип равенства мужчин и женщин, как его составной части.

В ст. 1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в 1979 году, дается легальное определение понятия «дискриминация в отношении женщин», которое означает «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание или осуществление женщинами независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области». Проблема гендерного равенства, а именно положения женщин в обществе, волновала человечество на протяжении нескольких столетий, вот почему вышеуказанный принцип, ставший основой международных нормативно–правовых актов, законов, программ и, конечно же, Конституций отдельных государств позволяет обеспечить должный объем прав этой социальной группы и самое главное, выступает мощным механизмом защиты женщин от дискриминации по половому признаку.

Показателен в этом плане пример Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 года, где статья третья второго абзаца  гласит, что «мужчины и женщины равноправны». Это положение является результатом развития женского движения, и в последующем приобрело компоненты, имеющие своей целью достижение равноправия полов. Вместе с тем, до конца 80–х годов оно выводилось из Основного закона, поскольку данная норма совпадает по содержанию с уже имеющимся в статье третьей третьего абзаца Основного закона общим запретом на  дискриминацию, согласно которому никому не может быть причинен  ущерб, в том числе по признаку пола.

Тем не менее, правовое регулирование статуса мужчин и женщин по–прежнему имеет некоторые отличия.  Ранее суды считали достаточным обоснованием существования подобной ситуации биологические (например, благоприятствование женщине вследствие беременности и родов) и функциональные (определяющие трудоспособность) различия между мужчинами и женщинами,  а также традиции, которые на настоящий момент релевантной причиной не являются, о чем свидетельствует, в том числе, правовая практика Федерального Конституционного суда ФРГ, в соответствии с которой статья третья второго абзаца Основного закона запрещает применение традиционного представления о распределении ролей в целях ограничения прав женщин. Сегодня функциональные различия могут использоваться только в том случае, если они являются последствиями биологических различий, поэтому такой критерий утратил свое самостоятельное значение. [1, С.78]

В отличие от правового равноправия, вытекающего из смысла Основного закона, фактическое претворение данного принципа в жизнь является государственной целью, которая обязывает законодателя и правовую практику обеспечить действительную и действенную реализацию принципа равноправия, что подтверждает дополнение абзаца второго статьи третьей новым предложением: «государство способствует действительному осуществлению равноправия мужчин и женщин и принимает меры по устранению существующих нарушений принципа равноправия». Ранее почти все положительные сдвиги в решении данной проблемы решались исключительно путем поощрения женщин, теперь же Конституция предусматривает возможность ограничения прав мужчин, предписывая при этом соответствующие государственные мероприятия. Однако стоит понимать, что вышеуказанная норма гарантирует именно индивидуальное равноправие, не улучшение положения той или иной группы, а равенство прав, свобод и возможностей каждой женщины и каждого мужчины.

В настоящее время равенство мужчин и женщин признается практически всеми странами мира. Однако на пути достижения полного равноправия все еще имеются существенные препятствия в виде укоренившихся стереотипов и предрассудков. Не утихают споры по поводу различий в содержании статуса полов, закрепленном в трудовом и пенсионном законодательстве, в конституционном праве Германии до сих пор остается нерешенной проблема о необходимости предоставления женщинам различных квот для беспрепятственного осуществления профессиональной деятельности. И эта ситуация вызывает закономерный вопрос: так ли необходим одинаковый набор прав и свободы мужчин и женщин?

Думается, при принятии тех или иных шагов прежде всего следует исходить из специфики индивидуальных потребностей личности независимо от пола. Одинаковый набор социальных благ, наличие гарантий, обеспечивающих равные возможности в реализации своих прав, помноженные на свободу выбора каждого человека в отношении того, какая социальная роль для него предпочтительнее, какая сфера общественной жизни более привлекательна, какие права и свободы необходимы лично ему, позволит достичь необходимого баланса в соотношении прав мужчин и женщин и приблизит общество к идеальной модели, именуемой равноправием полов в самом широком смысле этого слова.


Список использованной литературы

[1] Акимова Ю.А. Конституционный принцип равенства мужчин и женщин (на примере законодательства РФ и ФРГ) – М. : ООО «Форелементс», 2007. – 112 с.

[2]  Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 1998. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

[3]  Декларация ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин : (принята Генеральной Ассамблеей ООН 7.11.1967) // Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: сборник универсальных и региональных международных документов. – М., 1998. – С. 46-48.

[4] Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Международные акты о правах человека. – М., 1999. С. 245.

[5] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4–х томах. Тома 1–2. Общая часть. / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: БЕК, 2000. – 784 с.

[6] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4–х томах Том 3. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М. : БЕК, 1997. – С. 184–190.

[7] Основной закон Федеративной Республики Германия [Электронный ресурс] : (Принят 23.05.1949) : (с изм. и доп. от 29.07.2009) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2009. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (2 голосов)