Тагирова Алла Викторовна,
ФГБОУВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», Элиста
Рассматривая вопрос развития крестьянских (фермерских) хозяйств в нашей стране, нельзя не обратиться к истории возрождения предпринимательства в Советском Союзе. Анализируя составляющие исторических событий развития предпринимательства в Советском Союзе, необходимо особо отметить, что период конца 80-х - начала 90-х годов XXвека отмечается принятием законов СССР. К числу, которых относятся: «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986г. [3], « О кооперации в СССР» от 26 мая 1988г. [4], «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» от 2 апреля 1991г. [5].
Отмечается, в постсоветской России индивидуальное предпринимательство стало возможной и одновременно, доступной формой занятия бизнесом. В новых рыночных условиях крайне важны законы, нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов предпринимательства. В связи с этим, были приняты законы Российской федерации: « О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990г. [6], « О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991г. [7], «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990г. [8].
Рамки настоящей статьи предусматривают рассмотрение конституционных основ развития и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, что возможно при непосредственном исследовании Конституции Российской Федерации.
Основной Закон и одновременно, высший нормативный правовой акт России - Конституция Российской Федерации, была принята народом России 12 декабря 1993 года. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
В Конституции РФ 1993г. установлено, что «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч.2 ст.8). В соответствии с ч.2 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Право граждан на занятие предпринимательской деятельностью закреплено в ст.34 Конституции РФ, в которой говорится, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [1].
В дальнейшем, дефиниция предпринимательской деятельности находит свое отражение в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации. Статьей 2 Гражданского кодекса РФ, вступившего с января 1995года определено: «предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [2].
Действующее гражданское законодательство провозглашает право на занятие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (статья 23 ГК РФ). Специальным законом урегулированы вопросы государственной регистрации субъектов предпринимательства, так принятый ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08 августа 2001г. (с изменениями и дополнениями) определяет правовые основы и особенности регистрационных действий, связанных с регистрацией субъектов предпринимательства [9,10].
Исследуя вопрос регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств следует обратиться к статье 23 (п.2) Гражданского кодекса которой определено, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ. Специальным законом « О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003г. № 74-ФЗ[11] установлено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п.3 ст.1) и считается созданным со дня его государственной регистрации (ст.5), а государственная регистрация КФХ осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В юридической литературе продолжаются споры о гражданско- правовом статусе крестьянских (фермерских) хозяйств, что обусловлено существованием последних в двух формах- с правами юридического лица, и без образования юридического лица. Это обстоятельство приводит к некоторым проблемам, в частности, отсутствие полной, качественной и достоверной информации по фермерству. Полагаем возможным назвать и другие проблемы, с которыми сталкиваются крестьянские (фермерские) хозяйства, такие как: недостаточная эффективность и малая доступность мер государственной поддержки, проблема ценообразования и обеспечения доходности сельскохозяйственного производства, неразвитость структуры сельскохозяйственной потребкооперации, социальная незащищенность фермеров, и другие. Указанные рассуждения приводят к мысли о необходимости эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств, заключающихся в развитии и сочетании нескольких отраслей, что приведет в устойчивому показателю сельхозпроизводства.
Важно рассматривать и другие направления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Конституция Российской Федерации содержит основные положения и нормы, относящиеся к субъектам малого и среднего бизнеса, в частности и к крестьянским (фермерским) хозяйствам, заключающееся не только в праве на занятие предпринимательской деятельностью, но и правовом режиме собственности (статья 35), прав на землю (статья 36), право на труд (статья 37). Пунктом 1 статьи 7 Конституции РФ провозглашено: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Относительно конституционных основ предпринимательской деятельности стоит отметить, что реализация права на занятие бизнесом обеспечивается силой государственного принуждения и мерой государственной политики направленной на поддержку малого и среднего бизнеса. Автор настоящей статьи надеется на скорейший рост предпринимательства в России и положительную тенденцию в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств.
Литература:
- Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. М., 1999.
- Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст.3301.
- Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 47. Ст. 964.
- Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
- Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 16. Ст. 442.
- Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
- Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 360.
- Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.
- СЗ РФ.2001. № 33 (ч.1) Ст. 3431.
- СЗ РФ.2003. № 26 Ст. 2565.
- СЗ РФ.2003. № 24. Ст.2249.