Конституционное право на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья и его реализация в Омской области

Майер Яна Александровна,
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», город Омск

 

Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов является одним из приоритетных направлений деятельности в Российской Федерации.

Реалии современного мира таковы, что, несмотря на наличие большого объёма нормативной правовой базы, посвящённой регулированию положения в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья, данная категория населения по-прежнему остаётся социально незащищенной. Продолжает быть актуальным вопрос трудоустройства. В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации [1] каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, но для инвалида способность к труду и род деятельности не определяются лишь одним желанием: должны учитываться группа инвалидности, характер заболевания, степень мобильности и многие другие факторы. Таким образом, круг реальных видов деятельности, которыми может заниматься лицо с ограниченными возможностями здоровья, значительно сужен по сравнению с возможностями здорового человека. Помимо ограничений, обоснованных вышеуказанными субъективными причинами, этот спектр уменьшают и работодатели, отказывая инвалиду в трудоустройстве, ссылаясь на различные причины, либо предъявляя к соискателю слишком завышенные требования.

Так как рост численности инвалидов является устойчивой тенденцией социального развития страны, это обосновывает необходимость дополнительных мер защиты, программ социальной адаптации и реабилитации, в том числе, и в вопросе трудоустройства. Мы считаем, что лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо рассматривать не только как социально незащищенную категорию населения, но и как трудовой резерв, который необходимо интегрировать в социальную и экономическую сферы.

Предметом исследования выступают нормы российского права, регулирующие конституционное право на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Омской области.

Цель исследования: разработать предложения по совершенствованию законодательства о труде лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. оценить правовое регулирование реализации конституционного права на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и на территории Омской области.

2. определить эффективность действующего российского законодательства в реализации конституционного права на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в обществе.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных учёных в области права: С.С. Алексеева [1], М.Н. Марченко [7], Н.И. Матузова [8], А.В. Малько [8] и др. В области конституционного права теоретическую основу работы составили труды М.В. Баглая [4], О.Е. Кутафина [6] и др. В области трудового права и социального обеспечения – М.Ю. Федоровой [9], Н.В. Антипьевой [3], А.А. Андреева [2], Н.В. Гашениной [5] и др.

Эмпирическую базу работы составляют российское законодательство, подзаконные нормативные правовые акты, законы Омской области, нормативные правовые акты органов государственной власти Омской области.

Согласно Закону Российской Федерации от 13 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [4] государство обеспечивает дополнительные гарантии лицам с ограниченными возможностями здоровья в создании дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, а также установления квоты для приема на работу инвалидов.

В настоящее время в Российской Федерации принята и действует государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2014 года № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» [5]. Реализация этой программы предусматривает участие субъектов Российской Федерации. На территории Омской области реализация государственной программы осуществляется Постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 257-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области» [7]. Данная программа предусматривает осуществление государственных функций надзора и контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных, осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест), за трудоустройством инвалидов в соответствии с установленной квотой, предоставлением субсидий юридическим лицам на возмещение затрат связанных с трудоустройством незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 643 «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела» [6], пунктом 7 перечня Дополнительных мероприятий в сфере занятости населения на 2015 год, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 11 марта 2015 года № 44-п «О дополнительных мероприятиях в сфере занятости населения» [8], Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области проведен опрос незанятых инвалидов трудоспособного возраста с целью выявления их потребности в трудоустройстве, открытии собственного дела.

В 2015 году участие в опросе приняли граждане, имеющие рекомендации к труду, обратившиеся в казенные учреждения службы занятости за предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения и бюро медико-социальной экспертизы по Омской области (781 человек). По структуре инвалидности преобладающую часть респондентов составили лица 3 группы инвалидности – 77,7 % (607 человек).

Доли трудоспособных граждан 2 и 1 групп инвалидности в общей численности опрошенных инвалидов составили 20,9 % (164 человека) и 1,3 % (10 человек) соответственно.

По структуре заболеваний преобладают инвалиды с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (25,0 %), инвалиды детства (12,0 %), инвалиды с нарушением функций органа зрения (5,5 %). По медицинским показателям 40,0 % опрошенных инвалидов имеют рекомендации к труду в условиях неполной занятости (сокращенный рабочий день), 12,0 % – в специально созданных условиях.

Наибольшую потребность в трудоустройстве имеют граждане, находящиеся в возрастных группах от 40 до 50 лет (284 человека), а также граждане предпенсионного и пенсионного возраста (274 человека). Предпочитают иметь постоянную работу в организациях реального сектора экономики 30,9 % инвалидов, на специализированном предприятии – 8,7 %. Трудоустроиться по прежней профессии (специальности) желают 94,2 % опрошенных инвалидов, 5,7 % инвалидов хотят освоить новую профессию (специальность). Доля инвалидов, желающих открыть собственное дело, от общей численности опрошенных граждан составила 1,0 %.

По продолжительности безработицы среди инвалидов не работают: менее 3 месяцев – 65 человек, от 3 месяцев до 3 лет – 437 человек, свыше 3 месяцев – 224 человека.

В ходе опроса были выявлены причины безработицы инвалидов. Основными причинами безработицы среди опрошенных инвалидов являются состояние здоровья, наличие ограничений к труду по инвалидности, отсутствие вакансий и объектов социальной инфраструктуры, препятствующих перемещению инвалидов. По данным общественных объединений инвалидов Омской области, основными причинами незанятости трудоспособных инвалидов являются:

1) отсутствие потребности в трудоустройстве – 35,9 % от общего количества незанятых трудоспособных инвалидов;

2) отсутствие профессионального образования – 26,7 %;

3) отказы работодателей в трудоустройстве инвалидов – 14,0 %;

4) несоответствие имеющейся профессии медицинским противопоказаниям по здоровью – 10,6 %;

5) не устраивает форма занятости – 8,0 %;

6) отсутствие вакансий в соответствии с имеющимся профессиональным образованием – 4,8 %.

Среди причин незанятости трудоспособных инвалидов обращает на себя внимание отказ работодателей в трудоустройстве инвалидов. Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации [3] запрещается прямое или косвенное ограничение при заключении трудового договора в зависимости, в том числе, и от принадлежности к социальной группе. Инвалидам, обратившимся в поисках работы, как правило, в устной форме дают понять о нежелательности их трудоустройства. Статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2] устанавливает только ответственность работодателей за несоздание или невыделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой на прием на работу инвалидов, и отказ работодателя в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты. На сегодняшний день российским законодательством не урегулирована ответственность работодателя за отказ в трудоустройстве инвалидов на вакантные должности.

На территории Омской области контроль и надзор за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляет Главное управление государственной службы занятости Омской области посредством проведения проверок. осуществляются в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2015 год, согласованным с прокуратурой Омской области (распоряжение Главного управления от 31 октября 2014 года № 221-р [9]). В 2014 году Главным управлением государственной службы занятости Омской области проведено 84 проверки, в 2015 – 99 проверок. По результатам проверок в 2014 году выданы 4 предписания об устранении нарушений законодательства в сфере квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Из них – составлен один протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Если в 2014 году показатель выполнения квоты по Омской области составлял 92 %, то в 2015 году он составил уже 84,9 %.

На основании изложенного, мы считаем возможным внести дополнения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об ответственности работодателя за отказ в заключении трудового договора с инвалидом при условии полного соответствия соискателя квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантной должности.


Список использованной литературы

1. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995. – 311 с.

2. Андреев А.А. Юридические гарантии трудовых прав граждан при приеме на работу: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. – 149 с.

3. Антипьева Н.В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. Омск, 2000. – 245 с.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Норма, 2013. – 785 с.

5. Гашенина Н.В. Регулирование занятости инвалидов в регионе: Дисс. … канд. эконом. наук. Орел, 2007. – 256 с.

6. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. – 443 с.

7. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Проспект, 2015. – 637 с.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник М.: Юристъ, 2005. – 540 с.

9. Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2003. – 382 с.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации, принятая на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года. // СПС «КонсультантПлюс».

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. // СПС «КонсультантПлюс».

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ. // СПС «КонсультантПлюс».

4. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». // СПС «КонсультантПлюс».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2014 года № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения». // СПС «КонсультантПлюс».

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 643 «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела». // СПС «КонсультантПлюс».

7. Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 257-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области». // СПС «КонсультантПлюс».

8. Постановление Правительства Омской области от 11 марта 2015 года № 44-п «О дополнительных мероприятиях в сфере занятости населения на 2015 год». // СПС «КонсультантПлюс».

9. Распоряжение Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 31 октября 2014 года № 221-р «Об утверждении Плана проведения плановых проверок организаций при осуществлении государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, на 2015 год». // СПС «КонсультантПлюс».

0
Ваша оценка: Пусто