Конституционно-правовой механизм преодоления правового нигилизма в Российской Федерации

Саноцкая Дарья Станиславовна,
Омская юридическая академия, 114-юб, г. Омск

 

Актуальность работы. Исследование конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма обусловлено потребностью становления и развития Российской Федерации как правового государства, характеризующегося высоким престижем права, его социальной ценностью, активным использованием гражданами и должностными лицами юридических средств для достижения общественно значимых результатов. В связи с этим, все большую значимость приобретают вопросы воздействия конституционных норм на формирование правового сознания и поведение субъектов права, не противоречащих требованиям правовых норм.

Неверие в силу и эффективность Конституции РФ и других нормативных правовых актов, честность и добросовестность должностных лиц, граждан РФ, в возможность реального торжества справедливости и порядочности широко распространены в сознании людей, политике, культуре, правотворчестве, других сферах государственной и общественной деятельности. Эти негативные тенденции получили распространение как в обыденной, так и в профессиональной среде юристов и граждан нашегогосударства.

Необходимо отметить, что широкая проблематика преодоления правового нигилизма является объектом повышенного внимания со стороны федеральных органов государственной власти. Так Председатель Правительства России Д.А. Медведев считает, что одна из социальных проблем - «это правовой нигилизм, который заселил Россию, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности».

В равной степени трудно признать высокую и целостно-ориентационную эффективность воздействия конституционных норм на поведение субъектов многообразных отношений. Более того, в эпоху социальных преобразований правовой нигилизм имеет тенденцию к росту, которая обусловлена сочетанием объективных и субъективных экономических, политических, идеологических и других факторов, обладающих сложными взаимосвязями. Наиболее значимую роль в преодолении правового нигилизма выполняет Конституция РФ. Ведущая роль конституционных норм в этом социально значимом правовом процессе обусловлена самой сущностью Основного закона, его функциями и юридическими свойствами.

Можно согласиться с утверждением Э.Э. Баринова о том, что «конституционный нигилизм является одной из наиболее опасных форм правового нигилизма. Основанием выделения этой формы правового нигилизма и одновременно обоснованием ее особой опасности для общества и государства является объект отрицания. К нему можно отнести, в первую очередь, конституционно-правовые предписания, зафиксированные в них ценности и принципы. В наибольшей степени отрицаются, либо просто игнорируются как отдельные конституционные положения, так и в целом Основной Закон Российской Федерации. К тому же, неуважение к Конституции РФ, ее игнорирование, в свою очередь ведет к аналогичному отношению к другим законам и к праву вообще»

К сожалению, правовой нигилизм способствует утверждению в обществе обстановки вседозволенности. Его разрушительные действия часто не видны при непосредственном восприятии, однако могут обнаружиться по прошествии значительного периода времени.

В нашем обществе пока отсутствует не только твердая уверенность граждан в справедливом, действующем на основе Конституции РФ правосудии, эффективном правовом разрешении социальных противоречий, но и та практика, которая такую уверенность и соответствующие поведенческие модели могла бы сформировать.

Проблема конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма в современный период развития общества и государства актуальна. Очевидно, что будущее российской государственности, успех проводимых преобразований во многом зависят от формирования конституционного правосознания, повышения уровня правовой культуры, создания качественно новой политико-правовой и морально-нравственной основы для развития гражданского общества и укрепления государства. В России широкое распространение правового нигилизма является серьезным препятствием в создании правового государства. Отвергая идею господства права, граждане, тем самым отрицают и саму возможность существования правового государства.

Таким образом, проблема конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма по своей теоретической и практической значимости относится к числу актуальных.

Объект исследования. Объектом исследования является правовой нигилизм как социокультурное явление и реально существующая девиантная форма общественного сознания в совокупности с порождаемыми им связями.

Предмет исследования. Предметом исследования являются конституционно-правовой механизм преодоления правового нигилизма как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов в рамках единого процесса функционирования.

Цель исследования. Цель исследования заключается в определении понятия и анализе сущности конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма.

Для достижения указанной цели данной работы решаются следующие задачи:

  1. Определение понятия и сущности «механизма преодоления правового нигилизма»
  2. Характеристика основных признаков конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма;
  3. Раскрытие социальной сущности преодоления правового нигилизма в конституционном праве;
  4. Формулировка критериев эффективности конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма;
  5. Определение основных направлений совершенствования конституционных положений, закрепляющих основы конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма в текущем законодательстве.

1. Правовой нигилизм есть опасное социальное явление, свойственное переходному периоду развития Российской Федерации. Суть его - в отрицательном отношении к возможностям юридических установлений в отлаживании общественной жизни, неверие в достижение верховенства права, закона в обществе, отрицании норм права, роли законодательства, сведении права к совокупности произвольных действий представительной или исполнительной властей, оправдании беззакония.

Как конституционно-правовой феномен правовой нигилизм - неотъемлемая часть субъективного мироощущения правовой действительности (правоотношения), а его преодоление - это изменение определенной формы общественного состояния, отражающей политические и национально-исторические особенности общества. Степень распространения правового нигилизма является индикатором эффективности взаимодействия общества и государства, показателем положений, существующих между нормами права издаваемыми государством и другими социальными институтами.

Содержание понятия конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма необходимо рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле конституционно-правовой механизм преодоления правового нигилизма следует понимать как систему норм, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативных правовых актов, с помощью которых обеспечивается устранение или нейтрализация негативно-отрицательного, неуважительного отношения субъектов правоотношений к праву, в целом к законам, национально-государственным интересам страны и самому ее существованию. В широком смысле конституционно-правовой механизм - совокупность функций, действий, полномочий государственных органов, направленных на преодоление отрицания норм Конституции РФ, устранения антиконституционного поведения, утверждения в государстве и обществе глубокой взаимосвязи правовых и нравственных ценностей, основанных на нормах Конституции РФ.

4. Структура конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма включает нормативный, государственно-правовой и организационный элементы.

Нормативный элемент включает в себя закрепление конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма в нормах Конституции РФ, федеральных законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, актах палат Федерального Собрания РФ, федеральных и региональных программах норм. Субъектный элемент конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма включает в себя перечень тех лиц и органов, которые, согласно законодательству, участвуют в процессе преодоления правового нигилизма. К субъектам правоотношений в сфере преодоления правового нигилизма можно отнести государство в целом, органы государственной власти, граждан, общественные организации и объединения. Организационный элемент конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма - это совокупность государственных институтов, государственных органов, которые наделены полномочиями по проведению в жизнь основных направлений политики государства, в том числе и в вопросах преодоления правового нигилизма, организационный элемент является ядром конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма, так как без системы организационных институтов невозможно говорить о борьбе с неверием в нормы Конституции РФ и всего действующего права в целом. Организационное воплощение конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма проявляется в деятельности государственных органов, которая олицетворяет собой важнейшую часть государственной организации общества.

 «Признаки и функции конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма»

Данный механизм обладает общими признаками, присущими всем правовым явлениям (комплексность, научность и реалистичность, формальная определенность и т.д.), и специфическими признаками, выделяющими его из множества других правовых явлений, (конституционно-правовая конструкция, направленная на устранение подрыва существующей стабильности и урегулированности конституционно-правовых отношений; система конституционных мер, препятствующая отрицанию или непризнанию субъектами конституционных правоотношений права и законодательства), а так же выполняет такие функции, как целеполагание, регулятивную и охранительную. Действие конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма направлено на устранение негативно-отрицательного, неуважительного отношения субъектов правоотношений к праву, законам, нормативным порядкам, полному их отрицанию, неверию в их потенциальные возможности.

Весьма значимыми отличительными признаками, характеризующими конституционно-правовой механизм преодоления правового нигилизма, является то, что эта система конституционных мер, направленная на неверие граждан в нормы Конституции РФ, нарушение и сознательное неисполнение гражданами норм Конституции и иных нормативных актов, негативное отношение к юридическим нормам и предписаниям (насилие, экстремизм, терроризм, ксенофобия, религиозная и национальная рознь и т.д.) и как конституционно-правовой конструкции, направленной на устранение подрыва существующей стабильности и урегулированности конституционно-правовых отношений, нейтрализации негативно-отрицательного, неуважительного отношения субъектов правоотношений к нормам Конституции РФ и текущему законодательству.

Под функциями конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма следует понимать основанные на нормах Конституции РФ, наиболее значимые направления воздействия конституционного права на общественные отношения, поведение людей, мораль, правосознание, культуру, посредством которых раскрывается его сущность и социальное назначение, достигаются цели преодоления отрицания права, неверия в его потенциальные возможности и социальную ценность.

К функциям конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма, обладающим высокой степенью взаимосвязи и взаимозависимости, можно отнести: а) функцию целеполагания; б) регулятивную функцию; в) охранительную функцию. При этом функция целеполагания обеспечивает определение целей и задач конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма, регулятивная функция выражается в устойчивом, динамичном и эффективном упорядочении общественных отношений в соответствии с потребностями социально-политического развития и стратегическими установками общества и государства, посредством выполнения охранительной функции производится охрана положительных и вытеснение негативных общественно-политических явлений, восстановление нарушенных конституционных прав граждан.

На функционирование и развитие конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма оказывают влияние ряд факторов. В зависимости от сферы проявления выделяются: а) внутренние факторы (форма государства, экономическая, политическая, правовая системы,социальная структура общества, его идеология, культура, религиозные особенности, политические традиции), степень научно-технического прогресса; б) внешние факторы (участие в процессах экономической интеграции и глобализации, международная обстановка).

По своему характеру, меры, препятствующие отрицанию или непризнанию права, неодинаковы и преследуют различные цели. Одни из них направлены на преодоление противоречий и пробелов в системе институтов конституционного права, равно как и развитие самой Конституции РФ, как Основного Закона, совершенствование практики применения конституционных норм, модернизацию системы государственного управления, регламентацию деятельности госслужащих, предупреждение и борьбу с коррупцией путем материального стимулирования, выработку мер законодательного обеспечения противодействия злоупотреблениям, обеспечение эффективной деятельности всех государственных и политических институтов. Необходимо сегодня в обеспечении действенности мер, направленных на преодоление правового нигилизма государству в лице его органов, институтам гражданского общества проводить работу по приближению права к народу, укреплению массового правосознания, в понимании законов Российской Федерации, добровольном исполнении и соблюдении гражданами своих прав и обязанностей.

Исходя из критерия сферы проявления, факторы, влияющие на развитие и функционирование конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма, могут быть разделены на экономические, политические, правовые, социальные и духовные.

Эффективность конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма напрямую зависит от наличия высокого уровня правосознания личности, находящейся в тесной взаимосвязи с совершенством практики применения норм Конституции РФ. Применение данных норм направлено на возрождение доверия граждан к суду и судебной власти, предоставления возможности защищать свои конституционные права и свободы, формирования основанной на природе норм Конституции РФ, личностно-поведенческой модели поведения субъектов правоотношений, устранения незнания гражданами и должностными лицами положений Конституции РФ и иного действующего законодательства, низкого уровня правового воспитания.

С позиций конституционно-правовой аксиологии, наиболее значимой целью действия конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма является обеспечение персонифицированного восприятия Конституции РФ гражданами Российской Федерации не только как общественной, но и индивидуальной ценности, формирование в обществе «чувства права», основанного на убежденности в справедливости, силе и эффективности положений Конституции РФ.

Проблемы преодоления правового нигилизма в России

Преодоление правового нигилизма в Российской Федерации, безусловно связано и с социальными трудностями. Часто причинами возникновения конфликтов в государстве является недобросовестное исполнение субъектами правоотношений норм Конституции РФ и текущего законодательства РФ, приводящее к ущемлению и нарушению прав многих субъектов правоотношений (граждан, коллективов, государства), преднамеренное совершение субъектами правоотношений неправомерных и незаконных действий, удовлетворение личных и коллективных интересов вопреки нормам права. Таким образом, для того чтобы сохранить баланс интересов и избежать возникновения конфликтов, государство с помощью органов государственной власти, правовых институтов, граждан, их постоянной эффективной деятельности, дающей свободу выбора, разрешает возникающие проблемы, преодолевает отрицательные стереотипы в сознании людей, нейтрализуя антиправовые и антисоциальные их устремления.

Критерии эффективности конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма

Под эффективностью конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма необходимо понимать определенное свойство его действия, выражающееся во влиянии на субъекты конституционных правоотношений с целью повышения уровня знаний и устранения неверия в нормы Конституции РФ и текущем законодательстве. Критерии эффективности конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма рассматриваются как измерители полноты достижения конституционно-правовым механизмом преодоления правового нигилизма цели - формирования в обществе «чувства права», основанного на убежденности в справедливости, силе и эффективности положений Конституции РФ. Критериями, наличие которых свидетельствует об эффективности действия конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма являются: наличие в обществе стабильной правовой государственности; правоприменительная эффективность российского законодательства в целом; высокий уровень общественного и индивидуального правосознания; соответствие поведения субъектов правоотношений целям принимаемых нормативных правовых актов.

Характер взаимосвязи конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма с различными сторонами общественной жизни позволил выделить и гарантии, которые обеспечивают эффективность действия конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма. Гарантии рассматриваются как совокупность условий, направленных на обеспечение действенности конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма. В классификации гарантий диссертант выделяет условия, относящиеся к деятельности правоприменительных органов, устанавливающих санкции в случае нарушения конституционных норм и условия, направленные на обеспечение высокого уровня общественного и индивидуального правосознания граждан, непосредственно пользующимися основными правами и свободами, закрепленными в нормах Конституции РФ. Эти условия включают в себя такие показатели, как уровень знания норм Конституции РФ и иного действующего законодательства, степень легитимности.

 «Развитие конституционных положений в текущем законодательстве как условие совершенствования эффективности конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма»

На основе анализа норм Конституции РФ можно сделать вывод, что современное конституционное законодательство стоит на позициях признания за Конституцией РФ высшей юридической силы. Именно в положениях ст. 15, 32, 45, 46 - 48, 50 - 56, 71, 72, 118 - 129 Конституции РФ провозглашены основы функционирования конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма в Российской Федерации.

Значение закрепленных в нормах Конституции РФ положений, выражающих основы конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма, объясняется тем, что они, являясь юридической базой, определяют содержание, основную целевую направленность развития конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма в текущем законодательстве, т.к. содержат исходные положения для соответствующих сфер правового регулирования.

Реализация конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма.

Для решения указанных проблем, обосновывается необходимость принятия федеральных законов: «О противодействии распространению правового нигилизма в Российской Федерации», закона, направленного на повышение правовой культуры вдеятельности государственных органов и должностных лиц. В указанную программу должны быть включены мероприятия: 1) по разъяснению и пропаганде борьбы с правовым нигилизмом, 2) перечень локальных актов, которые надлежит принять в развитие законов, 3) расчеты материально-финансовых средств, необходимых для реализации законов, 4) перечень организационно-управленческих мероприятий, которые следует провести в соответствии с законами, 5) мероприятия по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в этом направлении, 6) контроль за результатами действия законов, 7) сбор и оценка информации о реальных изменениях в сфере борьбы с правовым нигилизмом.

Заключение

В данной работе был исследован конституционно-правовой механизм преодоления правового нигилизма. Было выяснено, что конституционно-правовой нигилизм - неотъемлемая часть субъективного мироощущения правовой действительности (правоотношения), а его преодоление - это изменение определенной формы общественного состояния, отражающей политические и национально-исторические особенности общества. Так же, был выявлен ряд критериев эффективности конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма, такие как: наличие в обществе стабильной правовой государственности; правоприменительная эффективность российского законодательства в целом; высокий уровень общественного и индивидуального правосознания; соответствие поведения субъектов правоотношений целям принимаемых нормативных правовых актов. Преодолеть правовой нигилизм конституционно-правовым механизмом можно путем принятие федеральных законов, регулирующих данную отрасль общественных отношений.


Список используемой литературы

 

    • Баринов Э.Э. Развитие российской Конституции как условие преодоление правового нигилизма: В кн. Конституция как символ эпохи: В 2 т / Под ред. С.А. Авакьяна Т. 1. - М.: Изд. МГУ, 2004 С 113.;
    • Утарбеков, Ш. Г. Проблемы этимологического толкования понятия правового нигилизма в российском законодательстве / Ш. Г. Утарбеков // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2009. - Вып. 20, № 21. - С. 36 - 40.
    • Утарбеков, Ш. Г. Сущность конституционно-правового механизма преодоления правового нигилизма в Российской Федерации / Ш. Г. Утарбеков // Парадигма современной науки глазами молодых: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых, посвященных памяти основателей филиала Т. Ж. Атжанова и А. М. Роднова. - Костанай, 2010. - С. 140 - 141.
    • Российская газета. 2008. 23 января. № 12 (4569).
0
Ваша оценка: Пусто