Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти на примере Президента РФ

Елизавета Ивановна Манташова
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет»

 

Ответственность — это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).

Многообразие сфер деятельности сформировало следующий типовой набор видов ответственности: профессиональная, юридическая, социальная, экологическая, экономическая, этическая, политическая, партийная, дисциплинарная, административная, материальная.

Вместе с тем существуют специфические формы ответственности, многие из которых не связаны с виновностью государственного органа или должностного лица.

Конституционно-правовая ответственность (как вид юридической ответственности)[1] - применение к лицу, а также органу, государству, которые виновны в нарушении установленных Конституцией правовых норм, мер государственного принуждения.

Основная цель конституционной (конституционно-правовой) ответственности состоит в поддержании конституционности как особого режима в правовой жизни общества и государства. Достижение указанной цели осуществляется путем решения задач охраны и защиты основ конституционного строя, фундаментальных ценностей, закреплено в Конституции РФ: ее преамбуле, гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», последних главах [1].

Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти, по мнению многих исследователей в области конституционного права, недостаточно развита. Основным препятствием в установлении эффективных мер ответственности является отсутствие детальной регламентации данного института в Конституции РФ. В то же время в ней содержатся отдельные нормы, которые можно считать основой для развития конституционно-правовой ответственности в отношении органов государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Конституционное право содержит положения об ответственности. Нередко эти положения имеют «передаточный» характер: сама ответственность наступает по нормам уголовного права (например, за преступные нарушения избирательного законодательства (ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" статья 79[6])), гражданского (ответственность правительства при причинении ущерба физ. и юр. лицам актами, нарушающими закон (УИК РФ Статья 60.20. Материальная ответственность осужденных к принудительным работам[5])), административного права (административный штраф).

Наличие в конституционном законодательстве установленных мер ответственности позволяет говорить о наличии конституционного вида ответственности, как разновидности юридической ответственности.

Меры конституционной ответственности различны, находятся в зависимости от субъектов ответственности, но они всегда вносят определенные изменения в конституционно-правовой статус субъектов ответственности[2]:

  • возмещение вреда (примером может стать статья 52 Конституции РФ [1]);
  • отрешение от должности;
  • отмену регистрации кандидатов на выборные должности (органы государственной власти и местного самоуправления); (так, по пункту 2 статьи 81 Конституции РФ [1]устанавливаются основные критерии для кандидатов на пост Президента Российской Федерации);
  • приостановление и принудительную ликвидацию общественных и религиозных объединений (так как по пункту 3 статьи 29 Конституции РФ [1] не допускается пропаганда или агитация какого-либо проявления превосходства, ненависти или вражды среди объединений);
  • отмену решения о приеме в гражданство РФ.

Например, как указано в пункте 1 статьи 93 Конституции РФ [1], на определенных основаниях, выдвинутых Государственной Думой Совету Федерации, Президент РФ может быть отрешён от должности.

Процедура отрешения Президента РФ от должности описана и закреплена в ст. 93 Конституции РФ [1]. По сравнению с аналогичными процедурами, предусмотренными конституциями других стран, она носит многоэтапный, искусственно усложненный характер. В процедуре отрешения от должности Президента РФ принимают участие несколько высших государственных органов: Государственная Дума, Совет Федерации, Верховный Суд и Конституционный Суд РФ.

Особенностью данной санкции является то, что идет переплетение мер уголовной и конституционно-правовой ответственности.

Обвинения против Президента Российской Федерации могут выдвигаться только от Государственной Думы в количестве не менее двумя третями депутатского состава, как указано в Конституции РФ статье 93 пункте 2 [1].

Одним из оснований обвинения может послужить факт совершения противоправного деяния, подходящего под признаки преступления, установленные положениями Уголовного Кодекса РФ часть 1, статья 1 [4].

Спорной ситуацией в осуществлении конституционно-правовой ответственности является ответственность Президента РФ за совершение данных преступлений (обвинение в государственной измене или иного тяжкого преступления, подтвержденные заключением Верховного Суда Российской Федерации). Многие исследователи считаю, что правильным решением данного вопроса было бы целесообразно закрепить в Конституции РФ и в федеральном законодательстве основания и порядок привлечения к уголовной ответственности Президента за совершение уголовных преступлений.

В нашей истории были попытки реализации отрешения Президента Российской Федерации от должности. Так, в марте 1993 года Съезд народных депутатов Российской Федерации пытался отрешить Ельцина от должности в связи с его телеобращением 20 марта. За импичмент[3]Ельцину проголосовали 618 депутатов при необходимых 699 голосах. В результате референдума, президент (как и Съезд) сохранил свои полномочия [2].

Я считаю, что нам необходимо внести поправки в Конституцию Российской Федерации на счёт уголовной ответственности Президента Российской Федерации, дабы не нарушать как статью 19 Конституции Российской Федерации, так и статью 7 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», где говорится о равенстве всем перед законом.

Источники:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) {КонсультантПлюс}.
  2. Конституционный кризис в России (1992—1993) «Попытка отрешения президента от должности, апрельский референдум и Конституционное совещание» https://is.gd/WOnu8z.
  3. Н.М. Коршунов, Н.Д. Эриашвили. Предпринимательское право: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, — 463 с. 2003  https://lawbook.online/kniga-rossii-pravo-hozyaystvennoe/predprinimatelskoe-pravo-uchebnik-dlya-vuzov.html
  4. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019) {КонсультантПлюс}
  5. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 02.12.2019) {КонсультантПлюс}
  6. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
  7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
  8. Энциклопедия Правоведения. Раздел Конституционное право. Статья “Конституционно-правовая ответственность “ http://www.grandars.ru/

[1]В литературе по конституционному праву нет единого мнения относительно конституционно-правовой ответственности как разновидности юридической ответственности. Однако существование в конституционном законодательстве мер ответственности, которая не может быть отнесена к другим известным ее видам (уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой, материальной), позволяет говорить о наличии такого вида ответственности.

[2]За исключение государства, конституционно – правовой статус которого не может измениться под воздействием конституционно – правовой ответственности.

[3]Импичмент (отрешение от должности) президента Российской Федерации — инициируемая парламентом юридическая процедура, предусматривающая лишение главы российского государства его полномочий

 

0
Ваша оценка: Пусто