Концепция управления будущим и возможность её применения в государственном управлении

Вяткина Галина Олеговна,
Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Брянск
Научный руководитель: Абакаров Дмитрий Казбекович, старший преподаватель, кандидат социологических наук

В последнее время получила активное развитие концепция управления будущим, имеющая возможности применения в государственном управлении в качестве опережающего профессионального образования.

В теоретических построениях ряда ученых будущее представляется важным фактором, определяющим динамику развития современного общества. И управление будущим как концепт переживает активное становление, непрерывно идёт научный поиск как философских, так и прикладных аспектов этой теории. Об этом свидетельствуют и труды Э. Тоффлера, С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, Д. Медоуза, Н. Моисеева.

О возможности применения концепции управления будущим в сфере государственного управления писали профессора Российской академии государственной службы – В. Карпичев, В.  Романов  и А. Турчинов; исследователи академических институтов – В.  Буданов, Г. Малинецкий и С. Глазьев.

В трудах этой научной школы проводится непопулярная в последнее время мысль – «эффективность управления зависит, в первую очередь, от теоретического осмысления будущего». Непопулярная - потому что государственное управление и его кадровое обеспечение во многом строятся на основе ситуативного управления, то есть по принципу «решаем проблемы по мере их поступления».

Ситуативный подход не дает возможность заглянуть за «дальние горизонты развития», то есть в будущее, которое бросает вызов всей системе социального управления, ставя ее перед нарастающим потоком перемен.

В процессе нарастающих перемен, где непрерывно появляются инновации, человек не имеет возможности эффективно адаптироваться к ним, поскольку существует  предел нового, который человек или социальная группа могут освоить [5, с 31].

Налицо проблема отставания темпов развития адаптационных способностей индивидов от темпов инновационных преобразований среды. Если применительно к частному лицу, это пока неизбежность, не могут и не должны вести себя таким образом государственные служащие. Они - агенты государственной власти, от их решений, анализа и прогнозов зависит будущее больших социальных общностей [4, с 61].

Что же мы видим на деле? В повседневности чиновники стремятся к упрощению, «введению ситуации в рамки», отказу от рисков, объясняемому как «стремление к социальной стабильности». С одной стороны, обеспечение стабильности необходимо для выживания социальной системы, с другой - для обеспечения долгосрочного и стратегического развития этой системы необходим элемент риска, позитивный результат которого проявится только в будущем [6, с. 31].

Чтобы он проявился, все управляющие структуры должны уметь «управлять будущим и из будущего», то есть основываться на том, какие должны и могут быть управленческие отношения «завтрашнего дня». Будущее закрыто лишь отчасти, поскольку его можно предугадать. В российской недавней истории были факты и примеры удачного предвидения будущего. В своих трудах об этом упоминает выдающийся учёный и один из руководителей советского атомного проекта Юлий Борисович Харитон [7, с. 35].

Современная управленческая система должна учитывать неоднозначность будущего и, чем разнообразнее эта система, тем больше проявляется её склонность к многовариантному будущему.

Мышление, ориентированное на будущее, включает в себя изучение всех возможностей будущего развития и  альтернативных перспектив. Оно ориентирует нас не только на желаемое, но и на достижимое будущее, нам необходимо отказаться от попыток достигнуть невозможное. Человек должен понимать горизонт своего видения будущего, развивать в себе целостное мышление [2, с. 79].

В период мощных социальных трансформаций наиболее устойчивыми становятся люди, способные к самоорганизации.  Это относится и к работникам аппарата управления.

Знания, которые государственные служащие получают в учебных заведениях, по выражению проф. В.Л. Романова, какое-то время результативно поддерживают их, но, к сожалению, затем оказываются недостаточными, поскольку устаревают [3, с. 65]. На очередную переподготовку сотрудник может попасть минимум через три года. Поэтому путь к устойчивости в непрерывно и непредсказуемо изменяющейся среде лежит через самообразование, в первую очередь, инновационное, и - что самое важное - опережающее образование.

Чем разнообразнее и глубже знания и умения, тем точнее выбор решения и успешнее его осуществление в условиях полной неопределенности. Более того, высокий уровень мастерства привлекает внимание других людей, в первую очередь, тех, от которых зависит карьерное продвижение.

Теория опережающего образования базируется на реальном анализе будущего, инновационной расстановке преимущественных направлений  и способов решения проблем, высоких образовательных технологиях. Она также прослеживается и в инновационной технологической деятельности, в качестве технологий адаптивного и креативного обучения [1, с. 73].

Теория опережающего образования может применяться на практике в разных аспектах: страховании, хеджировании, анализе альтернатив развития страны, регионов и муниципалитетов, сценарном прогнозировании, долгосрочном и стратегическом планировании, но самое главное, в подготовке инновационно-ориентированных государственных служащих.

Опережающее профессиональное образование предусматривает модульную систему обучения, которая включает нелинейный подход к освоению знаний, умений, навыков, а также возможность выбора дисциплин и форм обучения, то есть образовательную инициативу и самостоятельный поиск.

Таким образом, государственный служащий подготавливает и себя, и свою организацию к совершенно новым задачам, учится искать выход из неожиданных и незнакомых ситуаций. В конечном итоге  уже в недалёком будущем он имеет все шансы на занятие лидирующих позиций.

Главным в успешном профессиональном обучении может стать развитие профессионального управленческого потенциала. Многолетние  исследования социологов РАГС показывают, что этот потенциал имеется, но реализуется слабо, или вовсе остается невостребованным. Служащий должен ориентироваться в новых условиях и быстро определять новые связи в стремительно меняющейся действительности. И чем быстрее будет скорость перемен, тем более внимания необходимо уделить распознаванию модели будущих событий [5, с. 75].

Таким образом, вызов сложности современного социального мира налицо. Он заключается в том, что будущее активно «вторгается» в настоящее и требует адекватного управленческого ответа. Чиновники разных рангов и в первую очередь – руководители – обязаны опережать других людей в видении стоящих перед ними проблем, способов и технологий их решения. Они должны раньше всех прогнозировать риски, опасности и потери, тем самым, опережая время и беря ответственность на себя. Государственный служащий призван быть не «овеществленной функцией», а реальным лидером в системе государственного управления, лидером перемен, которые заставляют настоящее работать на будущее.


Список литературы:

  1. Карпичев, В.С. Основания инновационного прорыва в государственном управлении. М. Издательство «Проспект». 2008. 199 с.
  2. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб. 2002. Цит. по Карпичев, В.С. Основания инновационного прорыва в государственном управлении. М. Издательство «Проспект». 2008. 199 с.
  3. Оценка и профессиональное развитие государственных служащих: Монография под общ.ред. Турчинова, А.И. М. : Издательство РАГС, 2009. С. 14-15. Цит. по: Турчинов, А.И. Социальный потенциал модернизации России. М. РАГС. 2010. 262 с.
  4. Романов, В.Л. Прохождение государственной службы: карьерная стратегия и служебная тактика. М., 1997; Служебная карьера. М., 1998. Цит. по: Романов, В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению. М. Издательство РАГС. 2006. 90 с.
  5. Романов, В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению. М., 2006. 90 с.
  6. Тоффлер, Э. Шок будущего. М., 2001. Цит.по: Карпичев, В.С. Основания инновационного прорыва в государственном управлении. М. Издательство «Проспект». 2008. 199 с.
  7. Турчинов, А.И. Социальный потенциал модернизации России. М. РАГС. 2010. 262 с.
  8. Журнал «Неприкосновенный запас» 2006, №3(47).Habermas J. Ein avantgardischer Spursinn fur Relevanzen.Wasden Intellektuellen auszeichnet // Blatter fur deutsche und international Politik. 2006. №5. С. 550-557. Цит. по: Турчинов, А.И. Социальный потенциал модернизации России. М. РАГС. 2010. 262 с.

 

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)