Дейнеко Юлия Евгеньевна, Хоменко Татьяна Анатольевна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г Омск
1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), на фоне чего были внесены изменения в законодательство устанавливающее ответственность в области правоотношений, которые регулируются данным законом.
В частности, в Кодекс об Административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, которые в целом коснулись санкций за совершенные правонарушения.
Законодатель ужесточил ответственность за правонарушения в сфере государственных закупок, что, по его мнению, должно положительно сказаться на соблюдении требований законодательства, привести к уменьшению коррупции в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, увеличению конкуренции на торгах и при проведении запросов котировок.
Однако на практике в связи с такими изменениями возникает ряд вопросов, рассмотрим некоторые из них.
Так, гражданином была подана частная жалоба на постановление о привлечении его к административной ответственности, в которой указывается, что нарушения, которые были им, совершены, утеряли свою актуальность, в связи с утратой силы Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее Закон № 94 - ФЗ). Суд рассматривая указанную жалобу приходит к выводу о том, что предмет регулирования Закона № 44-ФЗ и Закона № 94 – ФЗ – отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов. Следовательно, объектом административного правонарушения, в редакции, действующей как до, так и после 01.01.2014г., являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, за нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов применяется административная ответственность, предусмотренная указанными выше положениями КоАП РФ, вне зависимости от времени их выявления. (Ленинский районный суд г. Краснодара). Такой же позиции придерживается Федеральная антимонопольная служба России, которая была изложена в письме от 23.01.2014 № ИА/2111/14 «По вопросу применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении лиц к административной ответственности за нарушения, допущенные при размещении заказов» (Далее - письмо ФАС РФ).
Возможны случаи, при которых происходит одновременное нарушение Закона № 44-ФЗ и Закона № 94 - ФЗ. Так, при предоставлении участником заявки не соответствующей требованиям, установленным для конкурсной документации, заказчик обязан её отклонить. В случае допущения конкурсной комиссией заказчика до участияв конкурсе, наступает административная ответственность по ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Аналогичные требования содержит и ныне действующий Закон № 44 – ФЗ. Таким образом, в случае если административное производство возбуждено до вступления в силу Закона № 44 – ФЗ оно подлежит продолжению, совершенное правонарушение после 1 января 2014 года подлежит возбуждению.
Рассмотрим примеры, касающиеся вопроса о том какая санкция должна применяться (из старой редакции КоАП РФ или новой) при возложении административной ответственности.
Пример 1. В ч. 6 ст. 41.9 Закона № 94 - ФЗ предусмотрена обязанность заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме направить оператору электронной площадки протокол рассмотрения первых частей заявок в день окончания рассмотрения заявок. Такая обязанность предусмотрена и в Законе № 44-ФЗ, а вот санкция в КоАП РФ при несоблюдении изменилась, до 01.01.2014 года размер штрафа по ч.10 ст. 7.30 КоАП РФ составлял 50 тыс. руб., теперь в ч.1.4 ст. 7.30 - 15 тыс. руб. Как мы видим ныне действующие нормы улучшают положение правонарушителя.
Пример 2. В ч.11 ст. 28 Законе № 94-ФЗ указана обязанность заказчика разместить на официальном сайте протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. В ч.12 ст. 53 Закона № 44-ФЗ такая обязанность сохраняется, но с уточнением – протокол должен быть размещен не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания. Ответственность в случае нарушения предусмотрена ч.1 ст. 7.30 КоАП РФ, ранее размер штрафа составлял 3 тыс. руб., теперь – 5 тыс. руб. В данном случае вступившие в силу изменения КоАП РФ ухудшают положение правонарушителя.
Для разрешения вышеуказанных ситуаций обратимся к ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, в которой предусмотрено, что закон, смягчающий ответственность за административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. А закон, отягчающий административную ответственность за административное правонарушение, обратной силы не имеет.
Таким образом, в примере 1, если постановление о назначении административного наказания за нарушение, совершенное до 1 января 2014 года, еще не исполнено, лицо будет нести ответственность в размерах санкции предусмотренной редакцией КоАП РФ после 01.01.2014 года. В примере 2, если лицо совершило правонарушение до 01.01.2014 года, то применяется ответственность, предусмотренная КоАП РФ до 01.01.2014 года.
На основании всего вышеизложенного нами выявлены следующие особенности привлечения к административной ответственности. Вне зависимости от того, когда было совершено административное правонарушение привлечение к ответственности является обязательным. Нормы КоАП применяются в зависимости от момента совершения правонарушения, то есть не имеет значение время выявления совершенного правонарушения. Если оно было совершено до 1 января 2014 года соответственно применяется редакция КоАП, действовавшая до 1 января 2014 года. Это положение должно применяться во взаимосвязи со следующими обстоятельствами, подлежащими установлению: предусматривает ли редакция КоАП, действующая с 1 января 2014 года данный вид ответственности за совершенное правонарушение и является ли это в принципе нарушением норм как Закона № 44-ФЗ, так и Закона № 94 – ФЗ.
Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных лиц за нарушения порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" // СПС "КонсультантПлюс".