К вопросу о сущности подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении

Ширеева Екатерина Валерьяновна,
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Н. Новгород
Научный руководитель: Мартынов Алексей Владимирович, директор Института открытого образования, заведующий кафедрой административного и финансового права, д.ю.н., профессор

Административная деятельность представляет собой непрерывный процесс, важной особенностью которого является стадийность. Стадия, как «относительно самостоятельная часть административной деятельности, необходимая для достижения общего результата» [1, с. 607], является ключевым аспектом, в том числе, в производстве по делам об административных правонарушениях. Однако в юридической науке отсутствует единообразный подход к вопросу о сущности подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Распространенной позицией в теории административного права остается выделение подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении в качестве этапа [2, с. 609] – обособленной совокупности действий, являющихся частью стадии и преследующих определенную промежуточную цель внутри нее. И лишь некоторые из ученых-административистов позиционируют подготовку к рассмотрению дела об административном правонарушении как самостоятельную стадию.

Обращает внимание на себя тот факт, что в КоАП РФ [3] подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении посвящены статьи 29.1 – 29.4, которые включены в главу 29 – «Рассмотрение дела об административном правонарушении». Соответственно, вполне закономерно возникает мысль о том, что, скорее всего, законодатель характеризует подготовку к рассмотрению дела об административном правонарушении как часть рассмотрения дела по существу. Однако вызывает интерес Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 20-П [4], в котором Конституционный Суд отмечает, что, будучи разновидностями публично-правовой ответственности, административная и уголовная ответственности имеют некий базис, который основывается на схожих целях и принципах для обоих видов ответственности, указанных выше. В частности, общепризнанными принципами привлечения к административной и уголовной ответственности являются: наличие вины; принцип справедливости; равенство всех перед законом; необходимость, пропорциональность и соразмерность ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым целям. Также административная и уголовная ответственность преследуют общую цель охраны публичных интересов, прежде всего, защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка.

Соответственно, из указанного блока целей и принципов административной и уголовной ответственности вытекает ряд важных процессуальных прав граждан, которые должны гарантироваться и соблюдаться при осуществлении уголовного производства и производства по делам об административных правонарушениях.

С учетом этого представляется целесообразным, ввиду схожести задач, принципов административной и уголовной ответственности, а также вытекающих из них прав граждан, провести параллели в производстве по делам об административных правонарушениях и уголовном производстве, и попытаться аргументировать необходимость выделения и закрепления подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении в качестве самостоятельной стадии административного производства.

Необходимо отметить, что каждая стадия имеет содержательную характеристику, состоящую из общих для любой из стадий признаков, которые отличают их друг от друга и наделяют некоторой уникальностью.

Нельзя не согласиться с профессором Н.М. Кониным [5] в том, что к таким признакам стадий в производстве по делам об административных правонарушениях следует относить основания и условия выполнения стадии, субъектов и участников проведения стадии, а также конкретное содержание стадии. Однако, на наш взгляд, было бы уместно выделить ряд ключевых признаков, которые более четко и полно раскрывают специфические черты и особенности стадий административного производства – это: задачи стадии, определенный круг участников, строгий процессуальный порядок действий, процессуальные акты, завершающие стадии, а также процессуальный срок, установленный законом. Рассмотрим данные признаки относительно подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Бесспорно, каждая стадия имеет собственные задачи, которые хотя и не указываются в законе, но играют существенную роль. Исходя из вопросов, выясняемых судьей, должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, можно сделать вывод, что подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении осуществляет контроль за законностью проведения административного производства по делу до его рассмотрения по существу, то есть служит неким «фильтром», отсеивающим дела об административных правонарушениях, которые фактически не готовы к их рассмотрению по существу ввиду серьезных недостатков при их начальном производстве. Кроме того, подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении одновременно создает все необходимые условия для эффективного рассмотрения дела по существу в дальнейшем и на ней происходит назначение времени и места рассмотрения дела.

Как было указано нами выше, еще одним отличительным признаком является определенный круг субъектов, который также, как и задачи стадии, напрямую не указывается в законе, но его достаточно просто проследить. В подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении участвуют судья, орган, должностное лицо, относящиеся к группе участников, рассматривающих и разрешающих дело об административном правонарушении.

Важной особенностью любой стадии является строгий процессуальный порядок, подлежащий точному исполнению в соответствии с законом. Процессуальный порядок представляет собой совокупность процессуальных действий, выполняемых в определенной последовательности. Так, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении при выяснении вопросов предусмотрен порядок самоотвода и отвода судьи, члена коллегиального органа, должностного лица (статьи 29.2 – 29.3 КоАП РФ), а также порядок вынесения того или иного определения или постановления (ст. 29.4 КоАП РФ). Следует отметить, что с помощью данного признака возможно определить самостоятельность стадии, которая обозначается разрывом во времени между совершением процессуальных действий и вынесением процессуального акта, завершающего стадию, являющегося ее результатом и обозначающего переход к следующей стадии производства по делам об административных правонарушениях. Соответственно, без их надлежащего исполнения не возможно назначение времени и места рассмотрения дела, а значит, и переход на следующую стадию производства по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, на каждой стадии устанавливается свой круг процессуальных актов, документов, которые завершают стадию и подводят результат. Причем такой документ является отграничением одной стадии от другой. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении может оканчиваться вынесением определения о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 – 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол; о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности; о приводе лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, а также вынесением постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Помимо этого, стадия имеет свой процессуальный срок, установленный законом. К сожалению, в КоАП РФ применительно к подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении не указывается процессуальный срок. Он рассматривается в целом применительно к подготовке к рассмотрению и самому рассмотрению дела по существу и составляет 15-тидневный либо двухмесячный срок в зависимости от субъекта, рассматривающего дело.

Таким образом, подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении по праву может считаться самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и требует индивидуальной правовой регламентации вне стадии рассмотрения дела об административном правонарушении в отдельной главе КоАП РФ.


Список литературы

[1] Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. С. 607.

[2] Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. С. 609.

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1), ст. 1.

[4] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.06.2015 № 20-П «По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 1.7 и п. 2 ст. 31.7 КоАП РФ в связи с запросом мирового судьи судебного участка № 1 Выксунского судебного района Нижегородской области» // СЗ РФ. – 2015. - № 30, ст. 4657.

[5] Конин Н.М. Административное право России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010 [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru (дата обращения: 14.01.2016).

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)