Остроумов Руслан Петрович,
Юридический институт Национального исследовательского Томского государственного университет
Научный руководитель: доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения, к.ю.н., доцент Д.В. Агашев
Трудовая деятельность человека подвергается правовой регламентации путем закрепления государственных стандартов правового регулирования трудовых отношений, прав и обязанностей субъектов. Вместе с тем, одним из важнейших вопросов, являющихся предметом дискуссий, остается проблема права на труд.
В статье 37 Конституции РФ закреплено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Далее: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». Если обратиться к Трудовому кодексу РФ, то мы сможем обнаружить принцип свободы труда, закрепленный в статье 2: «свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности». Далее, в тексте статьи ТК РФ, аналогично статье 37 Конституции РФ, закрепляются принципы, выступающие гарантиями принципа свободы труда. В данном случае сложно говорить о текстуальном закреплении права на труд. Такое положение дел породило в науке российского права дискуссию о существовании права на труд в РФ как такового.
Как уже было сказано выше, отказывая в признании права на труд, некоторые исследователи ссылаются на тот факт, что в РФ оно нигде формально не закреплено. Если вернуться к текстам статьи 37 Конституции РФ и статьи 2 Трудового кодекса РФ, то можно заметить, что данные статьи не закрепляют право на труд, однако закрепляются гарантии данного права. Некоторые исследователи толкуют данный факт как указание на то, что право на труд в России существует, поскольку невозможно характеризовать несуществующее явление. Другие же говорят о том, что подобные нормы – средства реализации принципа свободы труда.
Существенным является аргумент о том, что право на труд на сегодняшний день в РФ ничем не обеспечено. Иными словами, отсутствует корреспондирующая ему обязанность государства обеспечить гражданина рабочим местом. Действительно, субъективное право может существовать лишь при его обеспеченности обязанностью. Вместе с тем, сторонники позиции существования права на труд ссылаются на труды теоретиков права, например, С. С. Алексеева, который писал, что осуществление субъективного права в одних случаях происходит за счет обязанности другой стороны в воздержании от действий, а в других – за счет обязанности другой стороны в совершении активных действий. Якобы гражданин, имеющий субъективное право на труд, реализует его путем заключения трудового договора, для чего государство создает надлежащие условия и не позволяет кому-либо препятствовать гражданину в реализации права. Для данных целей законодательством закрепляет целый ряд гарантий. Например, запрет на дискриминацию в сфере труда (в том числе при заключении трудового договора) и запрет на применение принудительного труда.
Отвергая существование права на труд, другие исследователи проводят аналогии с советским правом, которым предусматривалась реализация такого субъективного права именно через активные действия обязанной стороны – государства – предоставить рабочее место. Право на труд впервые было закреплено в статье 118 Конституции СССР 1936 г.: «Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством». Затем, в статье 38 Конституции РСФСР 1978 г. было закреплено: «Граждане РСФСР имеют право на труд, - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера». Таким образом, в советском государстве право на труд подразумевало не что иное, как гарантированное государство право гражданина на получение работы, и вместе с тем как обязанность государства предоставить такую работу.
Переход к рыночной экономике с передачей организации производства в частные руки обусловил и значительные изменения в правовом статусе человека и гражданина, в том числе и в сфере наемного труда. На смену принципу всеобщности труда, существовавшему в советском праве, пришел принципы свободы труда, закрепленный не только в статье 37 Конституции РФ и статье 2 Трудового кодекса РФ, но также и в таких основополагающих международных актах, как Всеобщая декларация прав человека (ст. 23) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Данный принцип, прежде всего, означает, что каждый имеет право распоряжаться своими трудовыми способностями свободно. Юридическим выражением свободы труда и свободы экономической деятельности является принцип свободы договора, в том числе и трудового. Аналогичная норма закреплена в статье 2 Трудового кодекса: «труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается».
Из вышесказанного логично возникает вопрос: что общего между советским правом на труд и современной его трактовкой? Гарантированное рабочее место для каждого заменил принцип невмешательства государства? Очевидно, что понятие права на труд сегодня наполняется исследователями совершенно иным содержанием, заменяющим его истинное значение. Принцип свободы труда не признает всеобщность труда, существовавшую в советском праве. Напротив, проявлением свободы труда является, в том числе возможность не трудиться, отказаться от использования права на труд. Также необходимо отметить, что в настоящее время принцип свободы труда не предполагает обязанности кого бы то ни было предоставить рабочее место управомоченному лицу. Последний вывод полностью соответствует позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 27.12.1999 № 19-П. Конституционный Суд РФ отмечает, что Конституция РФ закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду. Однако, по его мнению, «из приведенных конституционных положений не вытекает право гражданина занимать определенную должность, выполнять конкретную работу в соответствии с избранным им родом деятельности и профессией и обязанность кого бы то ни было такую работу или должность ему предоставить». Суд указывает, что в сфере трудовых отношений, свобода труда проявляется именно в договорном характере труда.
Подводя итог, отметим следующее. Современные Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ ни текстуально, ни по смыслу не закрепляют право на труд как самостоятельную социальную ценность, право на труд упоминается лишь во взаимосвязи с гарантиями, по обеспечению реализации принципа свободы труда. Не представляется правильной позиция М. В. Геворкяна, делающего вывод о том, что в российском праве право на труд является «подразумеваемым», поскольку само оно прямо не закреплено, но закреплены его гарантии. Вряд ли можно согласиться и с В. И. Анишиной и Ю. Г. Попоновым, предлагающими рассматривать право на труд как часть принципа свободы труда. Безусловно, право на труд и принцип его свободы тесно взаимосвязаны, но нельзя отождествлять субъективное право и принцип права, поскольку они представляют собой явления разного рода. Принцип права предопределяет субъективное право, но не тождественен ему. В российском праве существует и четко закреплен принцип свободы труда, но если говорить о существовании права на труд, которое определяется данным принципом, то будет иметь место подмена понятий. Принцип всеобщности наполнял советское право на труд во многом иным содержанием и дополнял его не свойственными для современной демократичной и свободной правовой системы обязанностями. Сравнивая прежнее право на труд (принцип всеобщности труда) и современное право на свободный труд (принцип свободы труда), необходимо подчеркнуть, что право на труд в том смысле, в каком его следует понимать, не может существовать в условиях свободной рыночной экономической системы, оно противоречит данной системе. Мы можем говорить лишь о принципе свободы труда, который подразумевает возможность каждого реализовывать свои способности к труду в рамках свободно заключаемого трудового договора, а также обязанность государства по созданию справедливых и комфортных условий осуществления трудовой деятельности при соблюдении вместе с тем необходимой степени невмешательства в частные дела работодателя и работника.
Список использованных источников и литературы:
- Анишина В. И. Свобода труда или право на труд? / В. И. Анишина, Ю. Г. Попонов // Журнал российского права. - 2007. - № 4;
- Геворкян М. В. Право на труд как основное (конституционное) социально-экономическое право // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 4. - С. 38 – 42;
- Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В. Андриченко [и др.]; под ред. В. Д. Зорькина. - 2-е изд., пересмотренное. - М. : Норма, Инфра-М, 2011. - 1008 с.