К вопросу о проблеме расследования преступлений связанных с торговлей людьми

Севрюк Елизавета Юрьевна,
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно

 

Успех в расследовании преступлений и формировании доказательственной базы определяется в первую очередь исследованием следовой картины криминального события. Ошибка трагична, когда она затрагивает честь, свободу, жизнь, а ни в одной области человеческое мышление не было так склонно к ошибкам. Поэтому правосудие ищет новых гарантий истинности и безопасности в научных методах и средствах доказывания и установление истины при расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми [1, c. 17].

Уровень преступлений, связанных с торговлей людьми, повышается ежегодно. По оценкам экспертов Организации Объединенных Наций и Международной организации по миграции, число жертв современной работорговли по всему миру исчисляемся сотнями тысяч и даже миллионами (по данным американских экспертов, оно составляет от 700 тысяч до 4 млн человек). В связи с этим проблема расследования преступлений, связанных с торговлей людьми, является актуальной и практически значимой.

Уголовные дела о торговле людьми возбуждаются сразу после ознакомления с материалами, содержащими поводы и основания для принятия процессуального решения.

Исследования показывают, что источниками исходной информации, которая служит поводом для возбуждения уголовного дела по факту торговли людьми, являются заявления и сообщения: потерпевшего (22%); близких родственников и родственников(35%); международных или общественных организаций (5%); средств массовой информации (3%); рапорт сотрудников правоохранительных органов о непосредственном обнаружении признаков преступления (35%), в том числе обнаружение признаков рассматриваемых преступлений правоохранительными органами в ходе выявления смежных составов преступлений (3%) [1, c. 16].

Особую роль сведения, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, приобретают там, где процесс раскрытия и расследования преступлений сопровождается активным противодействием. Соответственно, острейшей проблемой в ходе взаимодействия следственных и оперативных подразделений является совершенствование оперативно-розыскного прикрытия и сопровождения процесса расследования преступлений, связанных с торговлей людьми.

Оперативно-розыскное сопровождение следствия начинается в ситуации реализации оперативных материалов, когда зафиксированная в них информация становится достоянием должностных лиц (в том числе следователя) и является основанием для возбуждения уголовного дела. Субъектам, преследующим цель воспрепятствовать установлению истины по делу, свойственны хладнокровие и расчет, наличие связей, «покровителей» во властных и правоохранительных структурах (коррупционные проявления), а тщательная подготовка, четкое распределение ролей и конспирация в большинстве случаев исключают в их противоправной деятельности ошибки. Раскрытие таких преступлений, установление лиц, их совершивших, мест нахождения потерпевших и пр. одними процессуальными средствами со стороны следователя установить затруднительно. Даже установление лиц, не имеющих отношения к противоправному деянию, но обладающих определенными сведениями по интересующим следствие обстоятельствам, зачастую требует совместных усилий. Так, преступные элементы, выступающие в качестве источника угрозы, как правило, выявляются оперативными работниками именно в ходе негласной разработки. Довольно часто подобная деятельность не просто предшествует возбуждению уголовного дела, но и начинается еще до получения следователем официальных данных о преступном воздействии на источник доказательственной информации. В процедуре возбуждения уголовного дела информационная значимость сведений оперативно-розыскного характера является не только важной, но зачастую имеет решающее значение для расследования преступления [1, c. 15].

Необходимо отметить, что деятельность следователя и оперативного работника на стадии возбуждения уголовного дела по факту постпреступного воздействия и первоначального этапа расследования носит, как правило, поисково-разведывательный характер и направлена на получение дополнительной информации, позволяющей устранить проблемные ситуации. Поэтому уже на стадии возбуждения уголовного дела необходимо иметь информацию об организаторах и исполнителях посткриминального воздействия, их связях, данные, характеризующие жертву их противоправных действий, и т.д.

Таким образом, привлечение следователя к разработке и планированию операций по реализации оперативных материалов создает благоприятные условия для превентивных мер нейтрализации неправомерного воздействия на участников уголовного судопроизводства. Это позволяет не только перехватить инициативу у субъектов противодействия, что предоставляет взаимодействующим сторонам дополнительную свободу (временной фактор) в принятии решений и обсуждении тактики их реализации, но и в целом обеспечивает следственно-судебную перспективу уголовного дела. Негласный характер оперативно-розыскных мероприятий дает иногда единственную возможность для получения искомой информации о тактической позиции конфликтующих субъектов и в то же время позволяет замаскировать планы и намерения правоохранительных органов, парализовать волю субъекта, направленную на постпреступное воздействие в отношении участников уголовного судопроизводства.


Список литературы

  1. Лаевский, В. Противодействие торговле людьми: некоторые вопросы квалификации преступлений / В. Лаевский // Судовы веснік. – 2006. –  № 3. –  С. 14 – 18.
0
Ваша оценка: Пусто