К вопросу о правовом регулировании деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств

Тагирова Алла Викторовна,
ФГБОУВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»,  Элиста
Научный руководитель: Рыженков Анатолий Яковлевич, д.ю.н, профессор, профессор кафедры гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета

В условиях современных тенденций и выбранного государством курса по принятию и реализации экономически значимых программ  имеется огромный потенциал для развития   крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ).  К настоящему времени КФХ, заняли определенную нишу в многоукладном сельскохозяйственном производстве и заявили о себе как о реально существующей новой форме хозяйствования в аграрном секторе [4].

Одной из задач  стратегического развития государства является наращивание экономического потенциала сельского хозяйства. Стоит отметить, что  КФХ  сегодня это динамично развивающаяся часть многоукладного АПК, серьезная производительная сила, вносящая существенный вклад в развитие аграрного сектора и социальной сферы села России.

Рассматривая особенности  правового регулирования деятельности КФХ нельзя не отметить правоведов -  исследователей, в работах которых освещены вопросы правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, таких как  Ю.Н. Андреев, А.В. Бабанов, З.С. Беляева, Г.А. Волков, Е.А. Галиновская, Е.Л. Минина, Ю.Г. Жариков, Б.Д. Клюкик, И.Ф. Панкратов, Н.И. Калинин, А.А. Удачин, М.И. Козырь, А.А. Леонтьев, Д.Е. Макаров, Е.Л. Максимов, Н.Н. Мельников, М.И. Палладина К.Г. Пандаков, А.П. Погребной, Е.Ш. Рахметов, М.Ю. Тихомиров,  Н.Н. Тютерева, В.В. Устюкова, О.Л. Хауке, А.Е. Черноморец, Л.П. Чумакова.

Правовую основу деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств определяет  Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 11 июня 2003г. № 74-ФЗ « О крестьянском фермерском) хозяйстве (далее - Закон № 74-ФЗ) [2], которые весьма противоречиво  регламентируют правовое положение хозяйств, что влечет за собой «размытость» сущности этих хозяйств. Анализ законодательства, регулирующего деятельность КФХ показывает динамику развития хозяйств с начала 90-х годов и по настоящее время. Об этом свидетельствует ранее принятый Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 « О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 348-1)[5], именно в этот период были созданы большинство хозяйств. На сегодняшний названный Закон № 348-1 утратил юридическую силу, в связи с принятием  Закона № 74-ФЗ, являющегося правовой основой  деятельности КФХ.     Однако проблема с правовым статусом КФХ на сегодняшний день не решена, поскольку  созданные КФХ по Закону №348-1, являлись юридическими лицами (с правами юридического лица), и  в последующем, должны  были пройти перерегистрацию  до 01 января 2013г., затем  срок  перерегистрации был снова продлен.  КФХ, созданные в соответствии с Законом № 74-ФЗ уже не обладают правами юридического лица, а регистрируются без образования юридического лица, при этом глава КФХ должен быть индивидуальным предпринимателем. Учитывая содержание правовых норм, регулирующих деятельность КФХ необходимо отметить  наличие  нерешенных вопросов, касающихся  правовой модели фермерских хозяйств, которые имеют свои отличительные признаки по сравнению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В частности, дискуссионным остается вопрос правового статуса КФХ, решение которого требует законодательного подхода.  

Развивая дискуссии о «неопределенности» правовой модели хозяйствования КФХ, стоит заострить внимание на  несовершенстве регистрационного  законодательства, заключающееся в том, что государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном для индивидуального предпринимателя, когда регистрации подлежит лишь глава КФХ, а остальные члены остаются незарегистрированными.  Этот пробел законодательства содержит в себе ряд негативных правовых последствий для членов КФХ, претендующих на доход, получаемый от деятельности, долю в общедолевой собственности, защиту прав и интересов в судебном порядке.

Вместе с тем, имеются определенные сложности в регулировании правоотношений при прекращении деятельности КФХ,  правовой механизм  которых различен  и напрямую зависит от субъекта – юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Интересным представляется вопрос об имуществе КФХ, так положения о  праве общей собственности членов КФХ  неоднозначно закреплено  в их статусных федеральных законах. Ранее действовавший Закон № 348-1 в качестве основной разновидности собственности признает  право общей долевой собственности, и  диспозиция этой нормы позволяла членам хозяйства установить право общей совместной собственности. В ныне действующем Законе № 74-ФЗ правовые нормы прямо противоположны.

В юридической литературе встречаются мнения о том, что право общей долевой собственности при признании права собственности на идеальные доли при строгом теоретическом подходе едва ли может быть признано имеющим в качестве своего объекта материальную вещь. Если в отношении правомочия распоряжения ситуация разъясняется законодательство, то в отношении владения и пользования указывается, что владение и пользование объектом общей долевой собственности осуществляется по соглашению участников [3]. Фактическое же осуществление одним и тем же объектом может быть осуществлено либо последовательно во времени (владеют поочередно) [1], либо одновременно[6].

Стоит отметить, что имущество КФХ может принадлежать ему не только на праве собственности, но и на иных вещных правах, в частности на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования земельным  участком и сервитута. Учитывая то, что право пожизненного наследуемого владения и право постоянного бессрочного пользования  ограничены законом, вывод о необходимости введения новых видов использования недвижимости очевиден. Следующим недостатком можно отнести вопрос, касающийся собственности КФХ, в случае, когда одним из членов хозяйства является иностранный гражданин, либо лицо без гражданства, которым земельные участки в собственность не предоставляется. Интерес представляет вопрос разграничения имущества используемого в деятельности КФХ, от личного имущества его участников. Уже ранее давалась критика вопросам «несовершенства» правового регулирования деятельности КФХ, и было признано, более правильным считать необходимость внесения поправок в законодательные акты.  

Анализ действующего законодательства показывает, что них отсутствует положение, регламентирующее в императивном порядке наличие Устава, как основного документа, содержащего  внутреннюю организацию хозяйства, механизм управления имуществом, порядок назначения главы, его переизбрания, порядок распределения прибыли и другие. Вместе с тем, отсутствует требование, предъявляемое к главе КФХ, обладающий специальным образованием в сфере сельского хозяйства, либо имеющий опыт работы в данной сфере.

Исследование вопросов «несовершенства» правовых норм, регламентирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств приводят к мысли о необходимости совершенствования гражданского законодательства в этой сфере, и обуславливает неизбежность детального исследования теории и практики правового регулирования КФХ.


Литература:

  1. Аненнков К. Н. Система русского гражданского права. Т.2. Право вещное. Спб., 1895. – С.102.
  2. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 « О крестьянском (фермерском) хозяйстве»// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1990. -№26.-Ст.324 (утратил силу).
  3. Камышанский В.П., Е.А. Попова Объект  правоотношения застройки// Власть закона.-2015.- № 3.- С.45.
  4. Кононова А. О. Современное состояние, проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств // Молодой ученый. — 2015. — №6.5. — С. 84-86.
  5. Федеральный закон от 11 июня 2003 года №74-ФЗ « О крестьянском (фермерском) хозяйстве»// Собрание законодательства РФ.-2003.№24.-Ст.2249.
  6. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права: 8-е изд. Казань, – 1910. – С.320.
4
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4 (2 голосов)