К вопросу о порядке возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях

И. Беккер,
магистрант Омской юридической академии,
научный руководитель – О. А. Волторнист, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Омской юридической академии, кандидат юридических наук, доцент

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» была введена в действие ч. 1.1 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), закрепившая, что поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198–199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». Данная норма действовала почти три года и была отменена Федеральным законом от 22 октября 2014 г. № 308-ФЗ .

Необходимо отметить, что с введением ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ в 2011 г. резко снизилось количество уголовных дел, возбужденных по ст.ст. 198–199.2 УК РФ. Если в 2009 г. всего по России было возбуждено 14 642 дела, то уже в 2011 г. – 3367 дел.

По данным торгово-промышленной палаты и других некоммерческих образований РФ, в 2009 г. было возбуждено 13 044 уголовных дела о налоговых преступлениях и лишь 3 037 из них закончились обвинительными приговорами, т. е. 77 % уголовных дел не были разрешены по существу.  В 2011 г., когда стал применяться новый порядок, было возбуждено всего 1 791 дело, в 2012  – 1171. Одновременно возросло качество следствия: в 2011 г. обвинительные приговоры были вынесены по 39 % дел, а в 2012 г. – по 47 % .

Такое резкое изменение законодательной позиции в отношении совершенствования уголовно-процессуального законодательства, особенно в такие короткие сроки, не могло не вызвать вопросов со стороны общественного мнения. Как считают многие эксперты, одной из причин внесения поправок послужила необходимость исключить возможность возбуждения уголовных дел по ст.ст. 198–199.2 УК РФ, если необходимые для этого данные не нашли подтверждения в материалах органов Федеральной налоговой службы.

И. Узалов считает, что изменения в уголовно-процессуальном законодательстве были направлены на упорядочение деятельности органов предварительного расследования и разграничение предметной компетенции между ними и органами ФНС РФ в случае выявления первыми или вторыми признаков налоговых преступлений . Тем самым УПК РФ был приведен в соответствие со специальным отраслевым законодательством, регламентирующим права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, с одной стороны, и органов Федеральной налоговой службы РФ – с другой.

Специфичная модель возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям была сформулирована в связи с принятием следующих федеральных законов: «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ ,  «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ , «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ . Возбуждение уголовных дел основывалось на системе норм, установленных п. 3 ст. 32, п. 15.1 ст. 101, п. 3 ст. 108 НК РФ и ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ.

Согласно п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Данное решение образует предпосылку в виде самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела. При этом  ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ ограничивала привычные нам поводы и основания для возбуждения уголовного дела по данной категории дел специальным основанием – наличием вступившего в силу решения органа Федеральной налоговой службы или суда о совершении субъектом налогового преступления.

По мнению М. Мешкова и В. Гончара , положения ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ не предусматривают никаких новых поводов к возбуждению уголовного дела, они лишь ограничивают сферу применения поводов, уже закрепленных в ч. 1 ст. 140 УПК РФ, исключая из сферы ее применения уголовные дела о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ. Иначе говоря, пп. 1–4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям.

Однако вступившие с 22 октября 2014 г. вышеуказанные изменения в ст. 140 УПК РФ вернули прежний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Необходимость возвращения к старому порядку в пояснительной записке к федеральному закону президент РФ В. В. Путин обозначил следующим: принятие предлагаемых изменений обеспечит комплексный подход к противодействию экономическим преступлениям, реализации возможностей правоохранительных органов и использованию поискового потенциала оперативно-розыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение .

Также ст. 144 УПК РФ дополнена чч. 7–9, предусматривающими порядок рассмотрения сообщений о преступлениях, в соответствие с которым материалы проверки направляются в налоговый орган. Однако в соответствие с ч. 9 ст. 144 УПК РФ при наличии достаточных данных следователь может не дожидаться заключения налогового органа и возбудить уголовное дело. Исходя из анализа данных норм, процедура обмена информацией с налоговыми органами является необязательной и носит информативный характер. Таким образом в настоящее время заявить о налоговом преступлении может любой гражданин, и не важно, обладает ли он для этого необходимой квалификацией или нет.

Основной задачей налогового органа является налоговое администрирование и налоговый контроль, в рамках которого этот орган проверяет правильность исчисления и действительность уплаты налогов и сборов, а при наличии оснований привлекает недобросовестного налогоплательщика к налоговой ответственности. С учетом этого налоговый орган не наделен правом на проведение оперативно-розыскной деятельности, посредством которой и выявляется большая часть преступлений. При этом по своему поисково-познавательному потенциалу этот вид правоохранительной деятельности значительно превосходит мероприятия налогового контроля, полномочиями по проведению которых наделен налоговый орган .

Внесением изменений в п. 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ законодатель фактически запретил органам внутренних дел при обнаружении признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 198–199.2 УК РФ, возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия, как это было ранее. Теперь возбуждать уголовные дела данной категории вправе только следователи Следственного комитета РФ, что может быть рассмотрено как дополнительная гарантия законности принимаемого процессуального решения.

Проанализировав решения законодателя по вопросу возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, к сожалению, не приходится говорить о совершенствовании уголовно-процессуального законодательства в чистом виде и, несмотря на заявления экспертов в отношении данного закона, будет честным признать, что указанные изменения носят политический характер.

Исходя из приведенных норм, можно сделать вывод, что, во-первых, начиная с 2014 г. функции по контролю за исполнением налогового законодательства дублируются между двумя ведомствами, во-вторых, имея абсолютно разные подходы при контроле за исполнением налогового законодательства, указанные ведомства существенно затруднят финансово-хозяйственную деятельность многих предприятий, в-третьих, увеличится доля коррупционной составляющей при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

  1. Рос. газ. 2011. 9 дек.
  2. Обращение Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Президенту РФ. URL: http://www.xn----9sbbmcdjh3bcfhh4bf4a.xn--p1ai/?p=1518
  3. Узалов И. Противоречия могут вернуться // Новая адвокат. газ. 2013. № 22. 
  4. Рос. газ. 2009. 31 дек.
  5.  Рос. газ. 2011. 11 марта.
  6. Рос. газ. 2011. 9 дек.
  7. Пояснительная записка к проекту федер. закона № 357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (об уточнении порядка возбуждения уголовных дел). URL: http://www.duma.gov.ru/systems/law/?status=2&number=357559-6&sort=date
  8. Рыжаков А. П. Научно-практический комментарий изменений текста статей 140 и 241 УПК РФ. Доступ из СПС «Гарант».
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (2 голосов)