К вопросу о понятии налогового контроля

Летучева Анастасия Николаевна
Челябинский государственный университет

 

Аннотация. В статье рассматривается различные подходы к понятию «налоговый контроль» его организация и функционирование. Изучается опыт таких зарубежных стран, как Франция, Германия, США. Делается вывод о том, что необходимо внести изменения в статью 82 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: налоговый контроль, Налоговый кодекс, налоговые органы, зарубежный опыт, налогообложение.

Значимость улучшения механизма правового регулирования налоговых отношений сводится к проведениюнаучного анализа правовых норм в налоговой сфере [3, с.33].И в этом аспекте наиболее важными являются вопросы организации и функционирования налогового контроля,  принимая во внимание тот факт, что контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов официально признается приоритетным направлением деятельности субъектов государственного финансового контроля.

В статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в установленном порядке[5].

Можно предположить, что данное понимание налогового контроля является,не совсем полным, поскольку не выражает всего разнообразия исследуемого явления.

Само понятие налогового контроля можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, налоговый контроль представляет собой совокупность налогово-правовых предписаний, которые регулируют контрольно-надзорную деятельность налоговых органов, которые направленные на соблюдения субъектами требований актов законодательства о налогах и сборах[7, с.1339]. То есть, налоговый контроль представляет собой важнейший институт налогового права.

Во-вторых, налоговый контроль является разновидностью государственного финансового контроля. Соответственно, его можно рассматривать как деятельность уполномоченных лиц, нацеленную на обеспечение соблюдения требований налогово-правовых предписаний.

В юридической науке до сих пор нет единого подхода к пониманию налогового контроля. Так, например, А. В. Демин под налоговым контролем понимает один из важнейших этапов налогообложения, значимость которого обусловлена ролью налогов как основного источника пополнения доходной части государственного бюджета [2, с.229].

Наиболее полным и точным является позиция С. В. Мирошника, О. Е. Немыкиной, Н. В. Девятых, определяющих налоговый контроль как деятельность уполномоченных государственных органов, выражающуюся в даче правовой оценки реализации всеми обязанными субъектами налогово-правовых предписаний, пресечении правонарушений, привлечении к ответственности лиц, посягающих на фискальные интересы государства [4,с.83].

Немаловажным является положения Конституционного Суда Российской Федерации, где под налоговым контролем трактуется составнаячасть правового механизма, гарантирующего надлежащее исполнение конституционно закрепленной обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы [6].

Стоит отметить, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции,в формах предусмотренных НК РФ [8, с.124].

Важным моментом для определения понятия и основных аспектов налогового контроля служит опыт зарубежных стран.

Так, например, опыт Франции представляет важный интерес для России. Поскольку, действующий во Франции Налоговый кодекс широко использовался при подготовке Налогового кодекса Российской Федерации.

Во Франции налоговый контроль представляет собой одну из конституционных функций государства [8, с. 124].Он обеспечивает поддержание баланса между правами и обязанностями налогоплательщиков.

Следует отметить одну из основных характеристик французской налоговой системы, которая заключается в том, что налогоплательщик сам предоставляет данные для определения налогового платежа, при этом 90% налоговых сумм уплачивается добровольно.

Что касается Германии, то там под налоговым контролем понимается контроль, осуществляемый в форме мониторинга своевременной и полной уплаты налогов и сборов в государственный бюджет физических и юридических лиц. Налоговый контроль включает в себя надзор за налогоплательщиками, налоговыми органами, раскрытием налоговых нарушений и применением штрафных санкций за налоговые нарушения [1,с.43].

Специальным органом Минфина Германии, в компетенцию которого входят вопросы практической реализации налоговой политикистраны, является налоговая полиция — «Штой-фа».

В Соединенных Штатах Америки федеральным органом налогового контроля является Служба внутренних доходов (СВД).На уровне субъектов федерации действуют налоговые службы штатов [8, с. 125].

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что в Налоговом кодексе Российской Федерации понятие налогового контроля дано поверхностно и не полно. Так как в центре внимания находятся вопросы не только  соблюдения требований налогово-правовых норм со стороны налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, но и иных субъектов налоговых правоотношений.

В связи с этим предлагается внести изменения в статью 82 Налогового кодекса Российской Федерации, придерживаясь точек зрения на понятие налогового контроля С. В. Мирошника, О. Е. Немыкиной, Н. В. Девятых, представив ее следующем образом: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по обеспечению соблюдения субъектами налоговых правоотношений законодательства о налогах и сборах,пресечении правонарушений, привлечении к ответственности лиц, посягающих на фискальные интересы государства в порядке, установленном настоящим Кодексом».


Список источников

  1. Бутузова, А.С. К вопросу организации налогового контроля в Германии[Текст] / А.С. Бутузова // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. – 2018. – №8.  – С. 43-46.
  2. Демин, А. В. Налоговое право России [Текст]: Учебное пособие. / А.В. Демин. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – 329 с.
  3. Мирошник, С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности [Текст] / С.В. Мирошник // Банковское право. –  2015. – № 3.– С. 33-38.
  4. Мирошник, С. В., Немыкина, О. Е., Девятых, Н. В. Актуальные вопросы обеспечения налогового контроля [Текст] / С.В. Мирошник // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 19. – С. 82-85.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) [Текст] // "Собрание законодательства РФ".  –  № 31. –  Ст. 3824.
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 № 172-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Карельская судоходная компания» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 31 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации» [Текст] // СПС «Консультант Плюс».
  7. Решетняк, А. В. Налоговый контроль как правовая категория [Текст] / А.В. Решетняк // Молодой ученый. –  2016.–  №11. – С. 1338-1341.
  8. Шешукова, Т. Г., Баленко, Д. В. Развитие налогового контроля: опыт зарубежных стран [Текст] / Т.Г. Шешукова, Д.В. Баленко // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. – 2013. – №3 (18). – С.122-128.
0
Ваша оценка: Пусто