Петелина Анна Рашидовна
Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Иркутск
Высказаны соображения о том, какие лица, имеющие высшее юридическое образование, могут считаться лицами, оказывающими юридическую помощь, и, следовательно, имеют право выступать в качестве судебных представителей в судах общей юрисдикции.
Ключевые слова: адвокаты; юридическая помощь; судебные представители; адвокатская монополия.
В современном российском законодательстве мы часто сталкиваемся с моментами, носящими коллизионный характер. Вопрос о требованиях, предъявляемых к судебному представителю в гражданском процессе всегда представлял интерес среди теоретиков. Этим же вопросом нередко задавались и практики, чья деятельность непосредственно связана с осуществлением представительской деятельности. В настоящий момент, интерес обострился в связи с разработкой и принятием закона, устанавливающего нововведения в отношении судебного представительства. Такие нововведения могут представляться неоднозначными с точки зрения правоприменения. Поэтому актуальность заданной темы не подвергается сомнению.
Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451 - ФЗ [1] положения процессуальных кодексов о судебном представительстве изложены в новой редакции. Данный закон вступает в силу со дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, определяемых в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ [2]. Законы о судебном представительстве в новой редакции начнут действовать не позднее 1 октября 2019 г.
Анализируя положения о судебном представительстве в новом изложении, следует обратить внимание на следующие аспекты.
1. Высшее юридическое образование или ученая степень по юридической специальности.
Неоднозначное отношение к вопросу квалификации судебного представителя в целом является вполне обоснованным. Это подтверждают следующие доводы. Во-первых, отсутствие необходимых, законодательно закрепленных установок и механизмов, способных обеспечить доступность для граждан и иных лиц квалифицированной юридической помощи. Во-вторых, хотя в принятом законе и закрепляется установка об обязательном наличии высшего юридического образования, вопрос о том, обязан ли судебный представитель обладать определенными знаниями в той области, которую он представляет, обходится стороной. В-третьих, в России ученую степень по юридической специальности могут иметь лица без высшего юридического образования. Данный факт ставит под сомнения компетентность указанных лиц в качестве представителей, даже если они, к примеру, обладают высоким уровнем знаний в истории государства и права. К тому же, нет достаточных оснований, чтобы предоставлять лицам, имеющим ученую степень, но не имеющим высшего юридического образования, привилегию судебного представительства, и не предоставлять данной возможности студентам-юристам или лицам со средним специальным юридическим образованием.
Интересным является факт, что статья в предыдущей редакции не содержит требования об образовании вообще, не говоря уже конкретно о высшем образовании.
2. Тенденция к формированию адвокатской монополии.
Введение образовательного ценза – ступень к установлению адвокатской монополии. Очевидно, прослеживается тенденция к дальнейшему ужесточению требований к личности судебного представителя, в частности, обязательным обладанием адвокатского статуса. В противовес к развитию адвокатской монополии следует привести определенные доводы. В настоящее время практикующих юристов гораздо больше, чем лицензированных адвокатов. В связи с этим, юристы-практики, не обладающие статусом адвоката, не будут допускаться в качестве судебных представителей. Соответственно, это повлечет увеличение стоимости юридических услуг и в первую очередь, услуг по судебному представительству. Из этого обстоятельства вытекает фактическая невозможность некоторых граждан оплатить такие услуги. Вероятнее всего, от безысходности ситуации люди станут брать кредиты в целях обеспечения вознаграждения судебному представителю. А кредит – не что иное, как обременение, способное ухудшить материальное положение граждан. Как представляется, монополия адвокатов не приведет к улучшению качества оказываемых юридических услуг, а лишь создаст условия для «возможного» улучшения. Наличие адвокатского статуса само по себе не может свидетельствовать о наиболее высоких профессиональных навыках и, следовательно, о достижении более эффективного процессуального результата. Хотя и предполагаются возможности по ведению единого реестра профессиональных судебных представителей и их выбора по представленным в таком реестре данным, в действительности это также создаст определенный ряд проблем. В чьем ведении будет находится данный реестр? Кто будет его вести? Какие данные о профессиональном представителе будут в него включены? Все эти вопросы остаются нераскрытыми.
Интересно, что согласно закону, не все лица с высшим юридическим образованием могут действовать в качестве судебных представителей, а только лица, оказывающие юридическую помощь. Неизвестно, что следует понимать под юридической помощью, охватывает ли понятие юридической помощи действия, которые совершаются, к примеру, помощниками адвокатов по составлению справок, письменных консультаций, проектов состязательных бумаг, ведению переговоров с клиентами, заказчиками и т.д. Можно ли утверждать, что юрист, впервые принявший на себя совершение определенных действий в качестве судебного представителя, уже оказывает юридическую помощь?
Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [3] устанавливает, что юридическую помощь оказывают работники юридических служб и организаций, работники органов государственной власти и местного самоуправления, участники и работники организаций, оказывающих юридические услуги, индивидуальные предприниматели, а также другие лица, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.
Таким образом представляется, что юристы, самостоятельно организующие свой труд, не работающие по найму в организациях, оказывающих юридические услуги, могут считаться лицами, оказывающими юридическую помощь, если они в состоянии подтвердить опыт ведения дел в качестве представителей в районных судах и у мировых судей. Подтверждать опыт можно судебными актами, в которых имеется указание на имя юриста, выступающего в качестве судебного представителя.
Список использованной литературы
- Гражданский процесс : учеб. для вузов / Под ред. М. К. Треушникова д.ю.н., проф., засл. деятеля науки РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Городец, 2007. – 783 с.
- М.А. Подлипная. Анализ государственной программы юстиции и актуальные вопросы развития органов принудительного исполнения : науч. докл. / М. А. Подлипная ; ВГУЮ (РПА Минюста России), Центр методологии судебной и договорной работы. – Иркутск : Изд-во ИГУ , 2017. – 43 с.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 28 нояб. 2018 г. № 451-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 49 (часть I). Ст. 7523.
[1] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 28 нояб. 2018 г. № 451-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2018. № 49 (часть I). Ст. 7523.
[2] О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционны законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции : федер. конституц. закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. 2018. № 31. Ст. 4811.
[3] Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : федер. закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ (ред. от 29. 07. 2017) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.