К вопросу о конституционном праве на свободу собраний

Лоскутов Артем Олегович, Александров Александр Сергеевич
Омский юридический колледж

 

По мнению Совета экспертов БДИПЧ ОБСЕ по вопросам свободы собраний, собранием людей называется: намеренное и временное присутствие в общественном месте, которое не является зданием или сооружением, группы лиц с целью выражения интересов, при этом определение выше не стоит трактовать так, как препятствие мирному собранию на территории частных или государственных объектов, так как все виды публичных собраний должны быть защищены. [5, стр.13]

Мирные собрания группой людей могут возникать по разным причинам, таких как: выражение своих взглядов и защита общих интересов. Благодаря собраниям, безусловно, выстраивается диалог с властью с целью прийти к общему решению. Так же такие действия могут играть ключевую роль в сохранении традиций и развитие культуры.

Также, Совет экспертов отмечает шесть принципов к проведению мирных собраний:

Принцип 1. Презумпция в пользу проведения собраний.

Поскольку право на свободу мирных собраний относится к основным правам, его реализация должна осуществляться без внешнего регулирования, насколько это возможно. Законодательство должно недвусмысленно определять презумпцию в пользу свободы собраний. Нормы закона трактовать в пользу проведения собраний.

Принцип 2. Обязанность государства защищать мирное собрание.

Государство обязано сделать наиболее эффективную реализацию собранию без чрезмерного бюрократического регулирования.

Принцип 3. Законность.

Любые ограничения должны быть основаны на положениях закона, а сам закон должен соответствовать международному законодательству в области прав человека и его нормы должны быть чётко сформулированы и не вызывать разночтений.

Принцип 4. Соразмерность.

Любые ограничения в отношении свободы собраний должны быть соразмерными. Преследуя законные цели, власти должны отдавать предпочтение мерам, предусматривающим наименьший уровень вмешательства в ход проведения собрания. Предусмотренные законом ограничения должны применяться по обстановке, а не автоматически. Принудительное прекращение собраний должно восприниматься, как крайняя мера при невозможности реализовать законные цели иными способами.

Принцип 5. Надлежащая практика административного регулирования.

В законодательстве должно быть чётко закреплено, какой орган наделён полномочиями регулировать свободу собраний. Широкой общественности должен быть предоставлен свободный доступ к полной и достоверной информации о деятельности этого органа, а его процедуры принятия решений должны быть прозрачны.

Принцип 6. Недискриминационность.

При регулировании свободы собраний органы власти обязаны предоставлять равную возможность реализации этого права любому лицу или группам лиц. [5, стр.14-15]

Как известно, в демократическом государстве (которым является Россия) права и свободы человека являются высшей ценностью государства, которые официально закреплены в Конституции. Кроме того, Конституция провозглашает народ основой демократии и, наделяя его возможностью осуществлять свою власть непосредственно, или же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. [4, ч.2 ст.3] В статье 31 Конституции: «Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Тем самым закрепляя за народом принцип свободы собрания.[4, ст.31]

Вместе с тем, в России принцип свободы собрания остается во многом, декларативным. На сегодняшний день, приходится констатировать, что в сфере законодательства РФ присутствует множество законов, которые прямым образом ограничивают реализацию конституционного права на свободу таких собраний. Прямым тому доказательством является противоречие таким нормативно правовым актом, как Федеральный закон и статья 31 Конституции РФ. Так, в Федеральный закон был внесен ряд поправок затрагивающих, в частности: Ограничение на организаторскую деятельность – организатором не может быть лицо, привлекавшееся к административной ответственности 2 или более раз (п.1.1 ч.2 ст.5), а также, Теперь для проведения свободных митингов требуется согласование с органом исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправление, а не с момента подачи уведомления о проведении мероприятия (ч.1 ст.10) по данному ограничению было рассмотрено дело (Конституционный суд РФ от 24 декабря 2013 г. № 2060-0); Численность участников не должно превышать установленной явки (п.7.1 ч.4 ст.5) и Введено обязанность организаторов требовать от участников не прятать лица за масками (п.11 ч.4 ст.5) по данным ограничениям была составлена жалоба в ЕСПЧ (Постановление ЕСПЧ от 07.02.2017 "Дело"Лашманкин и другие (Lashmankin and Others) против Российской Федерации" (жалоба N 57818/09 и 14 других) о том, что свободы граждан притесняются ФЗ, который в свою очередь противоречит Конституции; Органы государственной исполнительной власти самостоятельно могу определять место проведения собраний (ч.1.1 и 2.1 ст.8), а также Определены места в которых запрещено проведение митингов, где так или иначе они могут повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной и иной инфраструктуры (ч. 2.2 ст.8), эти два изменения также отразились на судебной практике (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28), где указали, что это необходимые меры, дабы сохранить безопасность;[1][6]

Все эти поправки находятся в прямом противоречии с общепризнанными принципами и нормами международного права, задекларированными в ч.1 ст.17 и 31 Конституции РФ, которые Россия обязалась исполнять в результате вступления в силу Федерального закона №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов с ней». В соответствии со статьей 25 Конвенции [2], была признана Европейская комиссия по правам человека, а также юрисдикция Европейского суда по правам человека. Необходимо отметить то, что Россия также обязалась исполнять статью 11 Конвенции под наименованием «Свобода собраний и объединений», которая провозглашала свободу мирных собраний и не допустимость каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом так или иначе вытекающие за рамки мирных собраний, объединений и т.п. Также Федеральный закон: «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», многократно усиливает ответственность за нарушение правил проведения на митингах и публичных мероприятиях, в связи с событиями 6 мая 2012 года. 

На сегодняшний день, противоречивость Конституции и законодательства недопустима, так как законодательство федеративного договора, включая и его конституционную отрасль, представляет собой единую систему, вне этой системы оно существовать не может, потому что возможен реальный распад страны [3], однако, чтобы этого не произошло Россия должна в ближайшее время исполнить свои обязанности, принятые различными международными договорами, так или иначе должны быть приняты меры: 1) отменены поправки, внесенные в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» №54-ФЗ; 2) приведены положения в соответствии с общепринятыми признанными нормами международных договоров, таких как: Европейская конвенция по правам человека, Руководящими принципами по свободе мирных собраний и Международного пакта о гражданских политических правах, а также Венецианской комиссии Совета Европы, в т.ч.; 3) обеспечены важные права граждан на добровольные, мирные собрания; обеспечены принципы заявительного порядка проведения митингов и шествий; 4) сняты с организаторов ответственность за превышение численности по сравнению с заявленной в уведомлении; 5) обеспечены возможности для проведения срочных собраний; 6) обеспечены права на проведение агитации в любое время по усмотрению организаторов, а также расширены сроки подачи уведомлений о дате провидения собраний, митингов, шествий; 7) смягчены ограничения по ответственности участников пикетирования, внося исключения лишь в тех случаях, когда участники пикетирования могут создавать реальную угрозу общественного порядка и безопасности; 8) обеспечены принципы «гласности» с целью доведения идей и посланий народа до сведения конкретных лиц, организаций или конкретной целевой аудитории;

Без этих ключевых изменений в законодательстве невозможно нормальное развитие гражданского общества, а ведь гражданское общество – это и есть представительство страны со всеми ее вытекающими (культурой, традициями, инновациями и прочего). Нужно применить все силы, дабы предотвратить разрушительные сценарии, связанные с применением насилия в качестве единственной оставшейся формы осуществления гражданами своего права на участие в принятии ключевых решений, определяющие пути и перспективы развития государства. Правовое государство должно развиваться соответствующим образом и должно являться примером, ведь мирные собрания – это одна из основ прав человека, которые могут пользоваться и реализовываться отдельными людьми и группами, и иными субъектами гражданских правоотношений. Защита собраний, на сегодняшний день, является принципиально важным фактором создания плюралистического и толерантного общества, в котором могут мирно сосуществовать группы с различными убеждениями, обычаями и образом действий, ведь мирные собрания ставят цель: продемонстрировать отличие, выразить чье-то не популярное мнение или же мнение меньшинства.


Список литературы:

  1. Доклад общественной Комиссии «Круглого стола 12 декабря» о свободе собраний в России.URL:https://ovdinfo.org/documents/2015/04/04/svoboda-sobraniy-v-rossii-antikonstitucionnye-normy-i-nezakonnoe
  2. Европейская конвенция о защите прав человека: право и практика // ст.25 www.echr.ru.
  3. Карасева Т.Н. Проблема устранения противоречий законодательных актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству / Т.Н. Карасева // Известия высших учебных заведений. Поволжский район. Общественные науки. -2013. -№3 (27). –С. 58.
  4. Конституция Российской Федерации. –М.: Юридическая литература, 1993.- ч.2 ст.3, ст.31. / с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.
  5. Руководящие принципы по свободе мирных собраний (Подготовленные Советом экспертов БДИПЧ ОБСЕ по вопросам свободы собраний) / с. 13, с. 14-15.
  6. Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
0
Ваша оценка: Пусто