К вопросу эффективности норм, регулирующих продажу предприятия

Бекмагамбетова Салтанат Сериковна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

 

В настоящее время в науке обсуждается вопрос о купле-продаже предприятия, в частности, о способе передачи права собственности на предприятие, как на имущественный комплекс. В данной работе анализируется целесообразность существования норм параграфа 8, главы 30 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), регулирующих продажу предприятия.

Согласно действующему законодательству договор купли-продажи предприятия регулируется нормами гражданского права, а именно параграфом – 8 главы – 30 ГК РФ. В тоже время данный договор является разновидностью договора купли-продажи недвижимости в целом, и это означает, что при продаже необходимо применять правила предусмотренные параграфа – 7  главы – 30 ГК РФ в субсидиарном порядке.

Правила продажи недвижимости субсидиарно применяются к договору продажи предприятия, согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам [1, с. 6]

Что же послужило основанием выделения для целей продажи предприятия самостоятельного параграфа в ГК РФ?

В соответствии со статьей 559 ГК РФ  по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (статья 132), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.

Главной особенностью этого договора и основной причиной его самостоятельного регулирования является наличие особенного специфического объекта (предмета) правоотношений.  Предприятие как объект недвижимости в российском праве существует как «сложная вещь», то есть имущественный  комплекс, целью которого является осуществление предпринимательской деятельности.

Так, С.А. Степанов отмечает, что имущественный комплекс представляет собой не случайный набор отдельных видов имущества, а определенную, находящуюся в системе совокупность имущества, которое используется по общему (единому) назначению. [2, с.172]

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором - статья 132 ГК РФ.

По мнению Е.А.  Суханова, в современных экономических условиях предприятие – это живое предпринимательское дело – бизнес. Предприятие как живое предпринимательское дело является не только обособленным имуществом, но и включает в себя возможности, заключающиеся в клиентуре, репутации, коммерческих, технологических секретах, рынках сбыта, целесообразной организации, рекламе и т.п [3, с.278-279].

Так в соответствии со  статьей 132 ГК РФ можно выделить существенные признаки предприятия как имущественного комплекса:

1) это единый комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для осуществления его деятельности;

2) создается только для осуществления предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности;

3) при совершении различных сделок с предприятием его функциональная составляющая не прекращается, то есть  это не влечет остановку его производственной и предпринимательской деятельности;

4) при смене собственника предприятие как имущественный комплекс не должно терять своей активности.

Но при всем при этом, при продаже предприятия стоит вопрос о невозможности передачи нематериального имущества, что в дальнейшем способствовало бы более эффективному и прибыльному ведению дела.

Как отмечают  И. Шиткина и С. Филиппова, недостатком способа продажи бизнеса путем отчуждения имущества является невозможность передачи лицензий на осуществление предпринимательской деятельности и других государственных разрешений (согласований) [4, с.5].

По общему правилу, при продаже предприятия исключительные права     (товарный знак, средства индивидуализации и др.) переходят к новому собственнику - покупателю. Но при продаже предприятия существенным определенным недостатком является то, что в состав имущества не входят права (лицензии, разрешения) на осуществлении отдельных видов деятельности полученные продавцом.

Причины неэффективности положений ГК РФ, регулирующих продажу предприятия.

Е.А. Суханов указывает, что перечисленные формы (иные правовые формы, чем договор купли-продажи) приобретения предприятия используются на практике значительно чаще, чем договор продажи предприятия. Это вызвано различными причинами, в частности, сложностью и противоречивостью норм, регламентирующих договор продажи предприятия [5, с.277].

Итак, исходя из норм права, возможно, выделение следующих видов продажи предприятия:

1) продажа предприятия или его части – статья 132 ГК РФ;

2) продажа предприятия в целом – статья 559 ГК РФ;

3) продажа доли организации ( переход права собственности на долю в уставном капитале) – статья 21 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» или продажа акций в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных общества» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г.

Необходимо отметить существующее противоречие в ГК РФ относительно продажи  предприятия: исходя из прямого толкования вышеприведенных норм,  продажа предприятия как имущественного комплекса по статье 132 ГК РФ может осуществляться как единое целое, так и посредством продажи его части.

Е.А. Суханов: «Поэтому при так называемой продаже предприятия по частям фактически имеют место дробление целостного имущественного образования на составные части и их продажа в качестве конкретного движимого или недвижимого имущества, а не имущественного комплекса» [6, с.280]

Вместе с тем статья 559 ГК РФ предусматривает только одну возможность его реализации, как предприятие в целом, то есть неделимую совокупность имущества.

Следует учитывать и то, как осуществляется продажа. Предприятие, является юридическим лицом, а значит, может отчуждать доли, либо акционеры могут продать принадлежащие им доли (акции).

При приобретении покупателем предприятия как имущественного комплекса возникает сложность для покупателя в расчетах, а именно в том, что он получает не только активы, но и пассивы (долги). А так же он рассчитывает на получение выгоды (прибыли) в будущем. Как отмечал Степанов С.А. – признавая  основным смыслом предприятия понятия "дело", "бизнес", следует признать определенную возможность относительно стабильного пополнения имущества, получения дополнительных материальных благ, сохранения за собой определенного места, ниши в экономическом обороте его, предприятия, главенствующей сутью, единственным назначением как имущественного комплекса [7, с.188].

Перед продажей предприятия следует провести целый ряд мероприятий: полная инвентаризация, составление бухгалтерского баланса,  независимый аудит о составе и стоимости предприятия. При необходимости осуществления таких формальностей возникает вопрос о динамичности и быстроте отношений связанных с реализацией предприятия.

В случае  же продажи доли в уставном капитале таких вышеуказанных действий осуществлять не нужно, что говорит о таком способе продажи как о  более предпочтительном.

Проведен анализ судебной практики  по вопросам, связанным с продажей предприятия за 2017-2019 годы.

По данным СПС «Консультант»  количество споров, возникающих при продаже предприятия  по нормам параграфа 8 главы 30 ГК РФ за 2017 год, составило – 15 дел, за 2018 год –20 дел, за 2019 –25 дел. А вот судебные споры, возникающие при продаже предприятия посредством продажи долей, акций в уставном капитале за аналогичный  период  исчисляются сотнями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что продажа предприятия как имущественного комплекса по нормам параграфа 8 главы 30 ГК РФ не востребована  в обороте, так как более эффективным способом передачи предприятия является его реализация посредством долей и акций.

 Однако и исключение вышеуказанных норм из ГК РФ невозможно, поскольку организация, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, может иметь на своем балансе не только собственно предприятие, но и иное имущество, в связи, с чем продажа доли или акций окажется не подходящим для такой продажи способом.


Список литературы:

  1. А.И. Иванчак  Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть М.: Статут, 2014  с.6
  2. С.А. Степанов «Недвижимое имущество в гражданском праве»,  Статут, 2004 с. 172, с. 188.
  3. Е.А. Суханов  Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. II: Обязательственное право– 2-е изд., стереотип. – М.: Статут, 2011. с. 277, 278-279, 280.
  4. И. Шиткина, С. Филиппова Продажа или приобретение бизнеса: правовое сопровождение сделки // « Хозяйство и право». 2018 № 4  с. 5.
0
Ваша оценка: Пусто