История возникновения категории вещи в цивилистике. Понятие вещи и его проблемы.

Степанов Александр Сергеевич
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

 

На сегодняшний день кажется, что понятие вещи, возникшее еще в праве древнего мира и, прошедшее через право средневековья и эпохи возрождения вплоть до ныне существующей правовой модели её понимания, изучено досконально и нет необходимости в её дальнейшем исследовании. Ведь действительно, вещь, являясь фундаментальным объектом в институтах вещного права (например, в институте права собственности), подробно рассмотрена как системно, внутри данных институтов, так и отдельно, сама по себе, как правовое явление. Сложилось определение, согласно которому под вещью подразумевался объект материального мира, посредством которого человек удовлетворяет свои потребности. Однако, вследствие развития науки и производства, расширилось понятие осознаваемого и осязаемого человеком материального и окружающего мира в целом, что, соответственно, повлекло необходимость в расширении толкования понятия вещи, так как результатом вышеуказанного научно-технического прогресса явилось возникновение новых объектов, относительно которых резонно задумались об их возможном отнесении к категории вещей. Возникновение данных объектов повлекло, в некоторых правопорядках, их отнесение к категории вещей, обуславливая это, в первую очередь, необходимостью их правового регулирования, а также их соответствию институтам вещного права, а именно и в большей степени, институту права собственности. Особенно это ярко проиллюстрировано в западных правопорядках, где под объектами права собственности понимаются не только привычные материальные вещи. Такой подход свойственен далеко не всем правовым системам. В любом случае, понятие вещи отходит от своих классических, исторических канонов. Осознание различных подходов к понятию вещи имеет практическую подоплеку; важно исследовать как доктринальные подходы, так и подходы в конкретной правовой системе, чтобы понимать определенные особенности правового регулирования. При этом не стоит забывать об исторических основах развития категории вещи и о ее концептуальных положениях, поскольку это базис, на котором функционирует данное правовое явление и знание этих нюансов чрезвычайно важно.

Возникновение категории вещи происходило еще в цивилизациях древнего мира. Однако, четкого представления относительно того, какие именно виды вещей и каким именно образом они возникали, нет. Существуют воззрения о том, что движимые вещи преобладали первичностью над вещами недвижимыми. Также существует концепция, основой которой предполагается деление вещей на землю и остальные вещи и концепция, базисом которой является идея одновременного возникновения движимых и недвижимых вещей.

Анализ источников права древнего мира поможет определить, что за категории вещей возникали первыми. Например, рассматривая древнейший источник права «Законы Уруинимгины» (2317 год до н.э.), Суровень Д.А для определения особенностей понятия вещи, обращал внимание на статью 13 «Законов Уруинимгины»: «Если дом начальника прилегает к дому шуб-лугалы и этот начальник скажет: "я хочу его у тебя купить", то когда он будет у него покупать, пусть шуб-лугала скажет: "Отвесь мне хорошее серебро по моему желанию, ячменя за это насыпь мне", а когда он у него не сможет купить, то этот начальник на шуб-лугалу не должен гневаться» [3, с. 177-182]. Исходя из этой статьи, Суровень Д.А делает вывод о дифференциации категории вещи на землю и остальные вещи. В данном случае, земля и объекты на ней составляли единого комплекса. Шуб-лугалы, являясь неполноправными свободными, не могли владеть непосредственно землей, а имели возможность владеть лишь объектом на ней. Государство, здесь, просто гарантировало им сохранность их право на строение. Вещь в «Законах Уруинимгины», понимается как объект материального мира, но происходит указанное деление на землю и остальные вещи. Это обусловлено особым статусом земли, как основного средства производства и ведения хозяйства [4, с.17-18].

Если рассматривать понятие вещи в Римском праве, то там оно стало несколько шире. Например, под самой категорией вещи (Res) понималось следующее: «отдельная, юридически самостоятельная материальная вещь с четкими пространственными границами; любой объект (в т.ч нематериальный – iura) частного права или гражданского процесса (causa) а также целый имущественный комплекс (bona; hereditas;patrimonium)» [1, с.228]. Определение даёт понять, что римское право стало отходить от каноничного подхода в понятии вещи. Появляется деление вещей на телесные и бестелесные, потребляемые и непотребляемые. Закладывается базис единого имущественного комплекса и сложных вещей, а также возникает институт публичных вещей (публичной собственности). Особое место в римском праве занимало деление вещей на божественные и человеческие. «Божество концентрировало в себе разделяемые всем обществом убеждения о сверхъестественном, подчиняя себе часть воли каждого индивида. Признание того, что вещь принадлежит божеству, помещает ее вне сферы действия свободной воли и изымает ее из гражданского оборота. Такие вещи в качестве оборотного имущества не принадлежат никому. Римляне различали вещи сакральные (res sacrae) и вещи религиозные (res religiosae). Первые принадлежали божеству на основании публичного решения, тогда как вторые – в результате действий частного лица: если там совершалось захоронение. Частной инициативы было недостаточно для того, чтобы сделать вещь sacra; сделать же вещь religiosa мог только собственник – лицо, которое полностью подчинило вещь своей воле, совершенно исключив в этом отношении третьих лиц» [2, с.335]. Также концептуальным подходом к категории вещи в римском праве являлся принцип деления вещей на res mancipi и res nec mancipi. Это была важнейшая классификация в римской цивилистике. Она подразумевала под собой переход собственности на манципируемые вещи (res mancipi) лишь при условии осуществления специальных установленных процедур: манципации или уступки перед магистратом непосредственно самой вещи; в то же время для неманципируемых вещей (res nec mancipi) нет необходимости в данных процедурах, так как право собственности на указанные вещи приобретается с момента передачи владения. Делая вывод, можно с абсолютной уверенностью сказать не только о том, что римское право сгенерировало категорию вещи в куда более широком понимании, но и о факте формирования римской цивилистикой базовых элементов понятия вещи, которые существуют в той ли иной форме и по сей день.

Если анализировать понятие вещи в средневековом праве и в праве эпохи возрождения, то следует сделать акцент на базовых моментах. В рамках средневекового права оставалось деление на землю и остальные вещи. Это было связано с характером феодальных отношений и особым статусом земли. Со временем посредством рецепции римского права, это деление было упразднено. В рамках эпохи возрождения влияние римского права было огромном, т.к. общество обращалось к идеям свободы и гуманизма. Происходила рецепция институтов частного римского права, в том числе и вещно-правовых. Понятие вещи развивалось и дорабатывалось. Возникали новые видения категории вещи благодаря новым научным подходам. Также расширялась сама суть вещи из-за развития производство и становления капиталистических отношений. Понятие вещи в следующих за ренессансом эпохах уже было более близко к ныне существующим моделям понимания категории вещи.

Переходя к формулированию современного понятия вещи и его проблематике, следует обратить внимание на некоторые фундаментальные аспекты. Например, что представляет из себя природа существования самой вещи? Является ли существование вещи объективным или зависит от разума человека. Речь идёт о так называемом термине «вещь в себе», что подразумевает под собой вопрос об умопостигаемости человеком категории вещи или об обратном: о том, что есть вещи, лежащие за пределами сознания индивидуума. Пожалуй, данный вопрос актуален для философских парадигм, так как в праве безусловно предполагается осознание субъектом существования вещи. Это связано с критерием господства лица над вещью и критерием удовлетворения вещью своих потребностей. Критерий господства над вещью, пожалуй, самый устойчивый в рамках понятия вещи и не нуждается в дополнительном обосновании. Критерий же удовлетворения вещью своих потребностей или же критерий ценности вещи также фундаментален, однако, стоит учитывать содержащийся в нем фактор субъективизма и внешнего воздействия: вещь для обладателя может являться обузой, а через некоторое время она обретет для него ценность или появится возможность удовлетворять ей свои нужды; поэтому данный критерий целесообразно рассматривать как априорный, то есть подразумевающийся только исходя из того, что вещь является объектом гражданских правоотношений. Но самым важным, в рамках понятия вещи, пожалуй, будет являться её материальность. В узком смысле, данный критерий представляет из себя относимость к вещам только тех предметов окружающего, которые можно ощутить тактильно. В широком смысле под материальностью понимаются любые объекты, которые человек может воспринимать и которыми может обладать. Сюда относятся и цифровые вещи, и интернет-вещи, а также просто объекты в любом агрегатном состоянии. Однако здесь и возникают проблемы. Если при понимании вещи в узком материальном смысле возникает проблема относительно того, что перечень объектов, которые могут и должны считаться вещью ввиду их соответствия критериям вещи, будет просто без необходимого правового регулирования. Проблема широкого подхода к материальному аспекту вещи связана с применением мер вещно-правовой защиты. Не совсем понятно, как к бестелесным объектам применять, например, такой способ защиты, как истребование вещи из чужого незаконного владения или устранение препятствий в пользовании вещью. В целом же, широкий подход, хоть и с существующей проблематикой, новаторский и наиболее объективный. В российской правовой системе сохраняется узкий подход, однако в некоторых западных правопорядках уже давно действует широкое толкование категории вещи (Германия, Чехия, Нидерланды). Несмотря на некоторые существующие проблемы, общее понятие вещи сформулировать безусловно можно, без всякого на то труда. Вещь, в сущности, представляет из себя материальный объект, которым владеет лицо и посредством которого оно удовлетворяет свои потребности.

Подытоживая, хочется обратить внимание на то, что произведенный анализ позволил просмотреть историю возникновения категории вещи и тех базисов, на которых данное понятие существует и по сей день, а также позволил тезисно сформулировать современные особенности и проблемы понятие вещи.


Список источников

  1. Бартошек М. Римское право (Понятия, термины, определения) – М.: Юридическая литература, 1989 – 448 с.
  2. Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. Д 61 Под редакцией члена-корр. РАН, профессора Нерсесянца В.С. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996 – 704 с.
  3. Струве В.В. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В Струве и Д.Г Редер – М.: Изд-во восточной литературы, 1963 – 544 с.
  4. Суровень Д.А. О древнейших категориях вещей в гражданском праве древности и средневековья / История государства и права. 2013. № 10. С. 17-21
0
Ваша оценка: Пусто