История развития международно-правовых актов регламентирующих основы борьбы с торговлей людьми

Севрюк Елизавета Юрьевна,
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, юридический факультет

 

Свобода человека является одной из главных ценностей современного цивилизованного общества, а обеспечение неприкосновенности свободы личности – одной из главных функций государства.

Преступления международного характера по объекту посягательства и степени общественной опасности отличаются от международных преступлений. Это такие преступные деяния индивидов или групп лиц, которые посягают не только на национальный, но и международный правопорядок, представляя общественную опасность для двух или нескольких государств. Это такие преступления, как, например, распространение и торговля наркотиками, подделка денежных знаков, терроризм, торговля людьми. Одним из серьезных и тяжких преступлений международного характера является торговля людьми, которая требует действенного и усиленного межгосударственного сотрудничества, так как данный феномен не обошел стороной ни одно государство мира.

Торговля людьми – преступление международного характера. В структуре криминального бизнеса этот вид преступлений занимает значительное место. Так, по данным ОБСЕ ежегодно в мире 4 млн. человек становятся жертвами торговли людьми.

Это приносит преступным синдикатам до 7 млрд. долл. США ежегодной незаконной прибыли, что ставит торговлю людьми в один ряд с торговлей наркотиками, оружием, делает ее составляющей частью организованной международной преступности и одним из источников финансирования терроризма. Рост масштабов торговли людьми, особенно женщинами и детьми, становится серьезной мировой проблемой. По данным ОБСЕ, ежегодно жертвами подобных противоправных деяний становятся 800-900 тысяч человек. Более 30 % из них – дети и молодежь не старше 18 лет. Естественно, приводимые данные не отражают общего масштаба проблемы, что связано с латентностью данного преступления, но и на их основании можно сделать вывод о необходимости кардинальных, и прежде всего уголовно-правовых мер борьбы с торговлей людьми [4, c. 13].

Торговля людьми и использование рабского труда часто ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, сопровождается физическим насилием, пытками, угрозами и принуждением. Общественная опасность этих преступлений увеличивается за счет того, что они нередко сопряжены с другими, не менее опасными преступлениями: похищение людей, незаконное лишение свободы, захват заложников, бандитизм и др. В большинстве случаев они связаны с нарушением трудового и миграционного законодательства. И задача по искоренению этих форм современного рабства лежит в контексте решения других глобальных проблем современности.

Из вышеперечисленного видно, что торговля людьми сегодня, к глубочайшему сожалению, занимает одно из лидирующих мест в рейтинге латентной преступности, а так же является актуальной проблемой, привлекающей внимание всего мирового сообщества. За последние годы отмечается тенденция роста преступлений, связанных с торговлей людьми, а так же с использованием рабского труда. Однако системные данные о торговле людьми в мире отсутствуют.

Торговля людьми в значительной степени обусловлена разницей в социальном положении различных слоев населения и в уровне доходов между различными регионами. В поисках лучшей жизни и просто работы люди вынуждены покидать постоянное место жительства, выезжать за пределы своего региона и даже страны [3, c. 40].

Комплексный и транснациональный характер торговли людьми, ее связь с организованной преступностью, малоуязвимой для непосредственного антикриминального воздействия, обусловили необходимость сочетания международно-правового и внутригосударственного механизмов для борьбы с этим явлением. Одним из ключевых условий эффективности и результативности совместных усилий государств по противодействию торговле людьми является применение единого подхода к формулированию юридически значимых категорий в данной области. В первую очередь это касается самого понятия торговли людьми, определение которого не было выработано в международном праве на протяжении долгого времени.

Международное сотрудничество государств в сфере борьбы с торговлей людьми началось с Декларации о прекращении торговли неграми, принятой на Венском конгрессе 1814 – 1815 гг., и до конца XIX в. такое сотрудничество осуществлялось в рамках борьбы с работорговлей. В начале XX в. происходит осознание необходимости запрещения как работорговли, так и самого рабства. Одновременно с этим внимание международного сообщества привлекает проблема пресечения продажи женщин и детей без цели обращения их в рабство, а преимущественно для занятия проституцией. Однако принятые Международное Международная конвенция о пресечении торга женщинами 1910 г., Женевская конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г., Международная конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами 1933 г. и Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. не содержат определения понятия торговли людьми [2, c. 48].

Первое официальное упоминание в международно-правовом акте термина «торговля людьми» вне зависимости от их пола и возраста имело место в Конвенции 1949 г.

В основу Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г. был положен проект, разработанный в рамках Лиги Наций в 1937 г.. В данном нормативно-правовом акте впервые вместо ранее применявшихся понятий «торговля белыми рабынями», «торговля женщинами и детьми», «торговля совершеннолетними женщинами» было введено понятие «торговля людьми». «Торговля людьми», «преследующая цели проституции», объявляется преступной. Несмотря на это в документе нет четкого разграничения понятий «торговля людьми, преследующая цели проституции» и «эксплуатация проституции». Особенностью данной Конвенции является то, что она содержит достаточно емкий перечень обязательств государств, и, прежде всего, обязательство подвергать наказанию каждого, кто:

1) сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица;

2) эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица (ст.1);

3) содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует или принимает участие в финансировании дома терпимости; соглашение о борьбе с торговлей белыми рабынями 1904 г.;

4) сдает в аренду или снимает здание или другое место, или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами (ст.2).

В 2000 году, ситуация с торговлей людьми изменилась благодаря принятию Конвенции ООН о транснациональной преступности и дополняющего ее Протокола «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее». Этот международный акт дал понятие «торговля людьми», указал на некоторые условия привлечения к ответственности, установил рекомендации к назначению наказания, таким образом, обусловил обязанности государств по противодействию торговле людьми. В соответствии со ст. 3 торговля людьми означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо[1]. Содержащееся в ст. 3 Палермского протокола определение торговли людьми, впервые согласованное на международном уровне, в дальнейшем получило широкое распространение в различных актах международного права и национального законодательства государств.  Составы торговли людьми были включены в Уголовные кодексы Австралии, Армении, Республики Беларусь, Венгрии, Испании, Казахстана, Киргизии, Китайской Народной Республики, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Литвы, Молдовы, Нидерландов, Парагвая, Польши, Румынии, Сальвадора, Словакии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Черногории, Швеции, России.

Таким образом, успешное противодействие торговле людьми зависит от правового обеспечения решения этой проблемы как на уровне международного, так и внутригосударственного права.


Список литературы

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 нояб. 2000 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

2. Громов, С.В. Торговля людьми и использование рабского труда в контексте международного права / С.В. Громов // Вестн. Моск. гос. лигвист. ун-та. – 2007. – Вып. 527. – С. 47–56.

3. Клипецкий, И.А. Торговля людьми: законодательство и судебная практика / И.А. Клипецкий, Г.П. Мелконян // Рос. юстиция. – 2006. – № 12. – С. 39–42.

4. Емельянович, О. К вопросу о квалифицировании преступлений, связанных с торговлей людьми / О. Емельянович // Журнал международного права и международных отношений. – 2007. – № 4. – С. 11–14.

0
Ваша оценка: Пусто