История расшифровки древнеегипетской иероглифики

Топчуева Ирина Бакировна,
Омская юридическая академия, г. Омск

 

Египет – одна из самых загадочных стран на нашей планете. История его непроста и увлекательна, а сам он хранит множество тайн. Ключ к их пониманию хранится в египетском иероглифическом письме. Так что же представляет собой иероглифика и как она появилась? Еги́петское иероглифи́ческое письмо́, Иероглифика — одна из систем (наряду с иными системами письменности) египетской письменности, использовавшаяся в Египте на протяжении почти 3500 лет, начиная с рубежа 4-го и 3-го тыс. до н. э. Является рисуночным письмом дополненным фонетическими знаками. Иероглифы обычно вырезались в камне, также существует ещё так называемая линейная иероглифика деревянных саркофагов и папирусов.

Система письменности в Древнем Египте сложилась на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э. (к началу правления I династии). На протяжении многих лет самыми ранними иероглифическими надписями считались надписи на палетке фараона Нармера. Однако в 1998 году немецкая группа археологов под руководством Гюнтера Дрейера на раскопках в древнеегипетском городе Абджу обнаружили в гробнице додинастического правителя триста глиняных табличек, покрытых протоиероглифами (датируются XXXIII в. до н. э.). Первое предложение, написанное иероглифами, найдено на печати времен II династии из могилы фараона Сет-Перибсена в Абидосе.
Первоначально египетское письмо было пиктографическим (рисуночным): слова изображались наглядными рисунками, например:

— солнце,

— бык.
Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было записывать некоторые отвлечённые понятия, — например, знаком

(горы) — горную, то есть чужеземную, страну;

(солнце) — слово «день», исходя из того, что солнце светит лишь днём. Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые определители являются идеограммами.

Позже появляются звуковые знаки, в которых изображенный рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой стороной.
Во время Старого, Среднего и Нового царства было приблизительно 800 иероглифов. В период греко-римского правления в Египте их число превышало 6000.

Формальный и декоративный характер иероглифов обусловил то, что они использовались в основном для монументальных надписей и записей священных текстов. Для ежедневных административных и деловых документов и для переписки существовало более простое иератическое письмо, которое, однако, не вытеснило иероглифическое. Иероглифами продолжали пользоваться как в период персидского, так и греко-римского правления в Египте. Однако, до IV в. осталось немного людей, способных читать и писать, используя эту сложную систему письма. Греки и римляне особо не интересовались ей, а с принятием христианства иероглифы вышли из употребления. В 391 г. византийский император Феодосий I Великий закрыл все языческие храмы. Последняя известная иероглифическая надпись датирована 394 г. (находки на о-ве Филы).

Одним из величайших открытий стала расшифровка древнеегипетской письменности – иероглифов. Как ранее было сказано, началом упадка знаний человечества о египетских иероглифах стало то, что греческий император Феодосий I в 391 г. закрыл все языческие храмы, в результате чего Египет утратил касту жрецов, которые и были основными толкователями иероглифов. За семь веков господства греков и римлян в Египте древнеегипетский язык был сведен на нет, став непонятным даже коренным жителям страны. Хотя в дальнейшем именно греки и попытались впервые восстановить смысл древнеегипетских иероглифов, но далеко в этом вопросе они не продвинулись. На много столетий вперед ситуацию запутал трактат «Hieroglyphica» египетского ученого Горуса, в котором автор дает иероглифам исключительно символическое толкование, и эту идею его последователи еще долго не могли опровергнуть. Следующим периодом повышенного внимания к изучению иероглифики стала эпоха Возрождения. Так, священник-иезуит Афанасий Кирхер в начале XVII в, который составил грамматику коптского языка. при попытке освоить иероглифы, пришел к выводу, что коптский язык (один из старинных египетских языков, сохранившихся и в наше время) сам по себе является тем же древнеегипетским, только другого начертания. Это открытие могло далеко продвинуть исследование, если бы ученый не наступил на те же грабли, он также рассматривал в иероглифах только понятия, а не звуки. Настоящий прорыв в изучении древнеегипетской письменности произошел после завоевания Египта Наполеоном, когда было открыто огромное количество древнеегипетских памятников культуры. Главенствующую роль в расшифровке иероглифов сыграло нахождение в 1799 г. Розеттского камня, на котором был высечен текст, написанный с помощью трех языков: древнегреческого, древнеегипетского посредством начертания иероглифов, а также древнеегипетского с использованием знаков египетского демотического (обыденного) письма. Однако расшифровать удалось только некоторые имена царей, которые на египетских текстах изображались в картушах (овалах), смысл же основного текста оставался неясным. Все это продолжалось до тех пор, пока к исследованиям не приступил уже довольно известный к тому времени французский ученый-египтолог Жан-Франсуа Шампольон. Первым его успехом по расшифровке иероглифов стало открытие того, что иероглифы означали не только понятия, но и буквы. При сопоставлении начертаний иероглифов в картушах и в соответствующих греческих текстах Розеттского камня, ученому удалось прочесть все имена царей Египта, которые упоминались в этом тексте. При этом он установил, что каждый фонетический иероглиф, написанный в картуше, представляет собой звук первой буквы египетского или коптского слова. Благодаря этому открытию Шампольон смог составить практически полную азбуку фонетических иероглифов. Но проблема заключалась в том, что вне картушей иероглифы могли означать не только буквы, но и слоги, а иногда и целые слова. Здесь египтологу во многом помогло его знание различных современных египетских языков. При сопоставлении написанного иероглифами текста с известным ему коптским языком, учёному удалось постичь смысл и всего древнеегипетского текста. Благодаря этому открытию Шампольоном был составлен первый иероглифический словарь и грамматика египетского языка. Благодаря Шампольону человечеству открылся доступ к огромному фонду древнеегипетских документов.


Список литературы:

Эко У. В поисках совершенного языка Европы. Карабыков А. В. Метафизика языка в культурах древности. Плахтий О. Кто расшифровал египетские иероглифы?

0
Ваша оценка: Пусто