Источники повышения эффективности в деятельности малого бизнеса

Кислицына Анна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Немцова Н.В.

 

Малый бизнес существует достаточно давно.  Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:

  1. Обеспечение потребностей рынка теми товарами и услугами, которые крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим или иным причинам.
  2. Высокая оборачиваемость капитала.
  3. Проявление новаторства.

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщение рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.  Однако, малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным и средним. Для малых предприятий характерны значительный потенциал  роста и гибкость рыночного поведения, которые обеспечивают их выживание и развитие, и в то же время, для реализации этого потенциала требуется обеспечить доступ к ресурсам, дающим практическую возможность малым предприятиям осуществить активную предпринимательскую деятельность.

Существует круг общих проблем,  наиболее характерных для сферы малого предпринимательства, в первую очередь это:
- инвестиционные ограничения, дефицит первоначального капитала и оборотных средств
- ограниченный сбыт продукции ввиду низкого платежеспособного спроса населения

Серьезной проблемой тормозящей развитие малого предпринимательства является отсутствие комплексной правовой системы, прежде всего на федеральном уровне, учитывающей интересы малого бизнеса. Также проблема в налоговом законодательстве, налоговая система должно обеспечивать не только упрощение, но и стимулирование роста промышленного производства.

На развитии малого бизнеса продолжает сказываться и высокая стоимость аренды нежилых помещений, несовершенство действующей административно-разрешительной и контрольной практики в отношении малого предпринимательства. Более того, все эти негативные факторы затрудняют продолжение эффективной деятельности и вынуждают направлять все усилия на борьбу за выживания, вместо того, чтобы расширять производство.

Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказываются более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисный период. Крупные фирмы не столь чувствительны и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Малый бизнес способствует созданию рабочих мест, техническому прогрессу, смягчению кризисных явлений, более полному использованию природных ресурсов, развитии конкуренции и структурной перестройке экономики. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он не только заполняет ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупается.

0
Ваша оценка: Пусто