Хмара Анастасия Сергеевна,
ОМГПУ, г.Омск
Под проектным обучением понимается совокупность дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, которые дают возможность организовать проектную деятельность обучающегося, а именно, научить школьника проектированию. Метод проектов, разработанный американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его последователем В.Х. Килпатриком, появился в США в 1920-е годы. Данный метод основывался на идеях гуманистического направления в философии и образовании. Идея обучения Джона Дьюи базировалась на активной и целесообразной деятельности учащегося в соответствии с его индивидуальной заинтересованностью именно в этом знании, которое он смог бы применить в жизни [3, с. 65].
Русские педагоги в начале ХХ века также обратились к методу проектов. Небольшое количество сотрудников в 1905 году во главе с русским педагогом С.Т. Шацким сделало попытки применить проектную методику на практике преподавания. Источником проблемы для проекта служила реальная жизнь. Ученик способен был разрешить проблему, применяя уже приобретенные знания, а также знания, которые нужно было ещё получить. Руководством проектной деятельности занимался учитель-консультант, который задавал обучающимся необходимое направление в поиске информации. Результатом метода проектов стала универсализация, которая вызвала понижение образовательной подготовки обучающихся. Проектную деятельность раскритиковали в 1931 году за неполноценную продуманность и противоречивость. С тех времен данный метод не подвергался восстановлению в школе. Однако он совершенствовался с успехом за рубежом, а именно в таких странах, как Америка, Англия, Бельгия, Израиль, Бразилия, Нидерланды [2].
При обучении иностранному языку метод проектов имеет свои преимущества:
- у обучающихся повышается мотивация при изучении иностранного языка;
- обучающиеся понимают практическую значимость изучения иностранного языка;
- происходит расширение общего кругозора учеников и развитие их коммуникативной культуры;
- проект позволяет применять языковые знания, а именно развивать лингвистическую компетенцию.
Важно заметить, что технология проектного обучения также имеет некоторые недостатки:
- подготовка и проведение метода проектов занимают большое количество времени;
- учитель может субъективно оценивать творческий труд учащихся;
- обучающиеся сталкиваются с некоторыми проблемами при подготовке сообщения на иностранном языке, так как иногда используют материал на русском языке для реализации проектной деятельности;
- у обучающихся возникают трудности в подборе лексического и грамматического материала.
Таким образом, с точки зрения педагогики и методики при использовании данного метода уделяется внимание видам речевой деятельности при обучении иностранному языку, который является средством межкультурной коммуникации. Язык выступает в качестве средства для построения и формулирования мысли.
С точки зрения психологии метод проектов на уроках иностранного языка позволяет создавать в классе атмосферу, при которой обучающиеся имеют возможность реализовывать навыки говорения в благоприятной обстановке [4, с. 67].
Реализация проектной деятельности требует подчинения конкретной логике, которая подразумевает установленные этапы. Выделяют следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный.
На основе этапов проектной деятельности был проанализирован страноведческий проект на тему «Братья-сказочники Якоб и Вильгельм Гримм». Продуктом данной проектной деятельности являлась иллюстрация отрывков из сказок братьев Гримм и организация выставки рисунков. Для реализации данного проекта учителем были поставлены следующие цели: ознакомление обучающихся с творчеством братьев Гримм, формирование навыков и умений подготовленного монолога, представление собранного материала в виде плаката или рисунка, развитие творческой и познавательной активности учеников. В проекте участвовали средние классы. На первом этапе учитель поговорил с обучающимися о братьях Гримм, чтобы выяснить их уровень знаний о творчестве этих великих людей. Также учитель вместе с обучающимися определил идею, цели и задачи проекта. Кроме того, были выбраны виды продукта (сообщения, рисунки, постановка сказки) и формы презентации проектной деятельности. На втором этапе учитель и обучающиеся обсудили сроки и действия по реализации проекта, распределили задания в группах. Учитель консультировал школьников при подготовке к выполнению проекта. На заключительном этапе была проведена презентация проекта, а также подведены итоги. Таким образом, данный проект способствовал развитию коммуникативной компетенции обучающихся, так как на основе проанализированной информации они рассказали и поделились своим мнением о создателях сказок и их произведениях [5].
Итак, проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, креативности, умению выражать свои мысли на иностранном языке, а также готовит обучающихся к межкультурной коммуникации.
Список литературы
- Девисилов В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно-ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2009. № 2.
- Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практики https://vo.hse.ru/data/2013/10/20/1279364153/VO4_10%20Pen%27kov.pdf
- Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка Текст. / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. -2002.-№2.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М: ACADEMA, 2005
- https://kopilkaurokov.ru/nemeckiy/meropriyatia/proiekt_brat_ia_grimm