Использование элементов технологии CLIL в процессе развития умений чтения на уроках немецкого языка

Автеньева Ксения Александровна
Омский государственый педагогический университет, г. Омск

 

Актуальность исследования заключается в том, что требования государственного образовательного стандарта требуют использования современных форм и методов обучения иностранному языку, которые обеспечивают не только овладение навыками общения на иностранном языке, но и приобретения специальных знаний по школьным предметам.

Требования ФГОС базового курса иностранного языка предполагают овладение коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации;  сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях [2]. Согласно данным требованиям возникает необходимость овладения навыками чтения как средства, позволяющие сформировать речевую компетенцию. Учащийся должен уметь отбирать информацию в повседневной жизни для этого необходимо развитие умения поискового чтения, которое предполагает получение общего представления о содержащейся в тексте информации. Поисковое чтение аутентичного текста позволит учащимся приобщиться к естественной языковой среде для осуществления своей цели.

Проблемой современного образования являются традиционные методы обучения немецкого языка, не позволяющие решать поставленные задачи. Современные образовательные учреждения все больше применяют нестандартные, нетрадиционные формы и методы обучения.  Одним из таких методов является технология CLIL (Content and Language Integrated Learning: предметно-языковое интегрированное обучение), успешно применяющаяся в разных странах. Идея интеграции предметного и языкового обучения лежит в основе технологии обучения, при которой преподаватель иностранного языка использует междисциплинарную тематику на занятиях по иностранному языку либо обучение ряду предметов происходит на иностранном языке. Таким образом, иностранный язык является средством коммуникации и познания, а обучение на родном и иностранном языке становится единым процессом.

Владение немецким языком становится важным образовательным ресурсом, который расширяет выбор учащихся в будущей профессии. Для обучающихся в предметно-языковой технологии открываются новые возможности в дальнейшем обучение. Благодаря внедрению технологии CLIL происходит развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

CLIL на уроках дает возможность взаимодействия на иностранном языке, и при этом не требует дополнительного времени в учебном плане. Поэтому возникает необходимость использования предметно-языкового интегрированного обучения для обучения школьным предметам посредством иностранного языка. 

Также CLIL представляет учащимся возможность развития их межкультурных знаний. Данный метод также помогает использовать иные стратегии обучения, применять инновационные методы и технологии обучения и повышает мотивацию к изучению предметов и иностранного языка у учащихся.

Основные этапы технологии CLIL включают в себя пять этапов: диагностика, целеполагание; анализ содержательной части курса; планирование курса; планирование отдельных занятий; и разработку средств контроля и регулирования процесса.

Технология предметно-языкового интегрированного обучения требует высокого уровня профессионализма от преподавателя в использование как предметных, так и языковых знаний. Учитель должен обладать уровнем языковой, лингвистической, коммуникативной и межкультурной компетентности; умениями в постановке целей и задач обучения; умение сформулировать языковые навыки для изучения выбранного предмета; подбора соответствующего материала к занятию;  наличие навыков креативности, изобретательности и новаторства; умение правильно рассчитывать время на изучение предмета.

На данный момент статьи, в которых преподаватели применяли бы технологию CLIL в обучение чтению школьному предмету, отсутствуют, так как данная методика требует специальных разработок, которые соответствовали бы уровню знаний учащихся, а также осуществляли взаимодействие высококвалифицированных преподавателей иностранного языка с преподавателями предметниками, формировали бы у преподавателей базовые знания методики предметно-языкового интегрированного обучения. В результате анкетирование преподавателей иностранного языка и преподавателей-предметников выяснилось, что знаний в области предметно-языкового интегрированного обучения преподавателям недостаточно. Тем не менее, готовность к использованию рассматриваемого метода проявили учителя иностранного языка, так как они обладают достаточным уровнем знаний иностранного языка и незначительными знаниями других школьных предметов. Что касается учителей - предметников, свой уровень они оценивает ниже заявленного для предметно-языкового интегрированного обучения, а также важным показателем выступает их не заинтересованность в разработке и проведение их предметов на ИЯ.

Исходя из вышесказанного, появилась потребность в разработке уроков немецкого языка по технологии CLIL в развитие навыков чтению. Для определения школьного предмета, который в дальнейшем будет преподаваться на немецком по методике  CLIL, была проведена диагностика учащихся  8 класса на базе гимназии № 9 г. Омска. Исследование основывается на  «карте интересов», представляющий собой модифицированный вариант методики, описанный в «Настольной книге практического психолога» Е.В. Рогова. [1, c. 387-390], состоявшая из шестидесяти вопросов, отражающих направленность интересов в 10 школьных предметах. Задача учащихся заключалась отвечать на вопросы в соответствие со своими интересами и заинтересованностью в предмете. После этого была составлена таблица с оценками степени выраженности школьных предметов, исходя из результатов анкеты учащихся, ярко выраженный интерес представляет предмет биология,  который был выбран в качестве предмета изучения на немецком языке.

Целью разработки курса «Биология на немецком» является расширение знаний учащихся  по биологии на немецком языке, а также формирование навыков  поискового чтения.

Личностные результаты по немецкому языку:

- формирование мотивации изучения немецкого языка, стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Биология»;

- осознание возможностей самореализации средствами немецкого языка;

- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

Метапредметные результаты по немецкому языку:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на немецком языке.

Предметные результаты по немецкому языку:

Ученик получит возможность научиться

- отбирать главную информацию для общего понимания

 - составлять план/тезисы для устного сообщения;

- составлять таблицу

- составлять вопросы, нацеленные на извлечение главной информации

Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- уроков биологии в школе

-создания целостной картины раздела ботаники в рамках немецкого языка

Ученик научится:

- извлекать главную информацию для основного понимания

- составлять план

- рассказывать строение растений с опорой на план

- сравнивать классы растений (водоросли, грибы, мхи, папоротники, семенные растения)

Личностные результаты по биологии:

- развитие умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

Метапредметные результаты по биологии:

- формирование умения выдвигать гипотезы и обосновывать их

- составлять план работы

- анализировать и классифицировать найденную информацию

-формировать умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника

- принимать и сохранять учебную задачу

- работать с информацией

- строить понятные высказывания

 - правильно задавать вопросы

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметные результаты по биологии:

-формирование представления о разнообразии растительного мира

- знакомство с отличительными признаками основных групп растений

- умение различать группы растений по их существенным признакам

Реализация представленного спецкурса, разработанная на основе технологии CLIL, позволит формирование коммуникативных компетенций по немецкому языку, навыков чтения, освоение знаний по биологии, необходимого для успешного личностного, общекультурного и развития учащихся.

Спецкурс  включает темы, затрагивающие раздел ботаники и состоит из следующего ряда тем: EntwicklungvonPflanzen; System der Pflanzel (Algen, Pilze, Moose, Farnpflanzen, Samenpflanzen); Pflanzliche Gewebe; Lebenserscheinungen der  Pflanzen; Wasserhaushalt  der  Pflanzen; WachstumundIndividualentwickluogderPflanzen.

Курс рассчитан как минимум на шесть уроков, каждый из которых включает упражнения, направленные на формирование и развитие навыков поискового чтения. Уроки следует проводить преподавателем немецкого языка, которому требуется тщательно изучить материалы, касающиеся раздела ботаники на немецком языке. Отобранные темы можно найти в учебнике «Biologie. Aufbaukurs zur Studienvorbereitung für Ausländer», разработанный Renate Riedel. [3, 173-204]. Для подготовки урока также можно использовать учебник «Lehrbuch der Biologie für Hochschulen» von Moritz Nussbaum.

Таким образом, курс по обучению биологии на немецком языке, спроектированной на основе интегрированного предметно-языкового подхода и проведенный на базе гимназии № 9 г. Омска, позволил улучить уровень сформированности речевой компетенции в развитие навыков чтения, а также способствовал усвоению предметного содержания одного из разделов биологии.


Список литературы

  1. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога/ /Система работы психолога с детьми разного возраста. -  2014. — С. 412       
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г., №413)
  3. Riedel, R. Deutsch komplex - Biologie. Aufbaukurs zur Studienvorbereitung fur Ausländer. – 1985. – S. 137
0
Ваша оценка: Пусто