Институт уполномоченного по правам человека

Устенко Мария Вячеславовна, Кох Ангелина Юрьевна,
Омская Юридическая Академия, город Омск

 

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году закрепляет важнейшие права и свободы человека, а также  принцип обязательности и неотъемлемости их соблюдения. Органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать эти права и свободы и обеспечивать их защиту. В российской Федерации, несмотря на деятельность многочисленных органов власти, для которых функция защиты прав и свобод человека является основной, вопрос гарантированности прав и свобод является  наиболее острым. Целью своей работы мы поставили выяснить закреплен ли данный институт в Конституции  РФ ; какие существуют проблемы у данного института ; эффективен ли данный институт в реализации защиты прав и свобод граждан РФ . Не возникает сомнений в том, что институт уполномоченного по правам человека необходим в РФ т.к. люди нуждаются в дополнительной гарантированности их прав и свобод. В зарубежных странах данный институт называется институтом омбудсмена, и он уже доказал свою эффективность, но для нашей страны данный государственный орган является относительно новым. Процесс становления и распространения института уполномоченного по правам человека в России осложняется различными проблемами, связанными со структурно-организационными и функциональными особенностями уполномоченного по правам человека в условиях российской политической системы. Данное условие показывает необходимость совершенствования и повышения эффективности функционирования данного правозащитного института. При этом институт уполномоченного по правам человека  не может действовать изолированно от других государственных органов и институтов гражданского общества ,так как без них он не сможет решить ни одной задачи своей правозащитной деятельности. Конституционно-правовой институт народного защитника впервые появился в Швеции в 1809 году, но закрепление на конституционном уровне получил только во второй половине XX в. Согласно определению международной ассоциации юристов, народный защитник “омбудсмен” – это “служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти, возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады”. Таким образом, в государственно-правовом смысле омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан, и опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений. Учреждение в России должности Уполномоченного по правам человека закреплено в ст. 103 Конституции РФ, в соответствии с которой к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, т.е. упоминание о нем дано через призму компетенции Государственной Думы. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. на должность Уполномоченного по правам человека в РФ назначен Лукин Владимир Петрович. К сожалению, в Конституции нет отдельной специальной нормы, посвященной данному институту, как это имеет место в других странах.

Итак, изучением механизма защиты прав и свобод человека и гражданина занимаются ученые в различных отраслях права. В отечественной литературе всестороннее исследование получили вопросы становления, развития омбудсмана, его статуса, развитие уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, место института уполномоченного по правам человека в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Этим вопросам деятельности института уполномоченного по правам человека посвящены публикации А.А. Бегаевой, С.Н. Белясова,  В.В. Бойцовой, Л.В. Бойцовой, Н.В. Бутусовой, Е.С. Буянкиной, Р.Г. Вагизова, Т.А. Васильевой, И.Ф. Вершининой, О.Н. Дорониной, Н.Ю. Заворотнюк, В.В. Комаровой, Ю.Л. Корабельниковой, Н.В. Корнеевой, Е.А. Лукашевой, А.Ю. Семеновой, Н.Ю. Хаманевой, В.В. Эмих. Вместе с тем можно отметить недостаточное внимание к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. В этой связи комплексное правовое исследование структурно-организационных и функциональных аспектов деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации   отсутствует.

Проводя исследование на тему «Институт уполномоченного по правам человека»,мы нашли различные мнения ученых ,кандидатов юридических наук и других людей. Я и моя коллега представим вашему вниманию лишь некоторые из них:

В своей диссертации Виктория Валентиновна Бойцовая - специалист в области конституционного права, отмечает , что политико-правовые реалии государств Балтийского региона, да и недавние события демонстрируют, что проблема нарушений прав человека, как для отдельного индивида, так и для целых групп населения этих стран, остается актуальной. Очевидно, что для полноценной реализации прав и свобод человека требуется не только их нормативно-правовое закрепление, но и создание действенных государственно-правовых институтов, способных помогать гражданам эффективно защищать свои права и свободы. Правовой механизм любого современного демократического государства должен включать эффективно работающие механизмы защиты прав граждан, не только традиционные (парламентские,судебные, прокурорский), но относительно новые, к числу которых можно отнести и институт омбудсмена.

На взгляд А.А.Багаевой, Кандидата юридических наук, докторанта Института государства и права РАН, Уполномоченный уделяет большое внимание просвещению граждан. Однако эта деятельность должна быть более активной. Можно рекомендовать Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации издавать свою еженедельную газету, в иных газетах и журналах создать специальную рубрику, например, «Советы Уполномоченного по правам человека», эффективным средством стало бы появление на TV передачи с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Корнеева Надежда Владимировна, кандидат юридических наук ,сообщает о том,что,по ее мнению, важнейшими проблемами института Уполномоченного по правам человека в его современном состоянии следует считать: недостаточно решённые в законодательстве вопросы механизма избрания (назначения) его на должность, пределы компетенции, мера доступности Уполномоченного, императивности принимаемых им решений, а также степень эффективности его деятельности.

«Действующая Конституция  Российской Федерации восприняла основные принципы и стандарты мирового сообщества в области прав человека,-повествует Буянкина Елена Сергеевна .В Конституции РФ закреплен широкий круг прав и свобод человека и гражданина и впервые установлено положение об их неотъемлемости и неотчуждаемости. В соответствии с нормами современного международного права Российская Федерация приняла на себя обязательства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, конституционное установление прав и свобод еще не означает их эффективную реализацию на практике. Вряд ли можно считать сложившимся и завершенным механизм обеспечения прав и свобод. Между тем реализация конституционных положений невозможна без действенной правовой защиты личности со стороны государства.»

По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина ,этот институт создан для того, чтобы осуществлять государственную защиту прав человека внесудебными методами. Это дополнительные методы. Уполномоченный не влияет существенным образом на судебную практику, но до суда и после суда, комментируя его с точки зрения процессуальных возможных нарушений, он существенным образом влияет на восстановление утерянных прав. Что касается базовой защиты Конституции и прав человека, то по Конституции, ею является Президент РФ .

Подводя итог, хотим сказать, что мы согласны с мнениями данных специалистов, о необходимости дальнейшего развития института уполномоченного по правам человека. Прежде всего, необходимо закрепить статус уполномоченных по правам человека, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях.  Затем необходимо сформировать и законодательно закрепить  систему Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Также следует установить уголовную ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.


Используемая для проведения исследования литература:

Нормативно-правые акты:

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1995. – № 67.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – ст. 163.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 9, – ст. 851.
  4. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 26.02.1997 «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 9, – ст. 1011.
  5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21.02.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1999 – № 42. – ст. 5005.
  6. Указ Президента РФ от 1 ноября 1993 г. № 1798 «Об обеспечении деятельности Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» // САП и ПРФ. – 1993. – № 45. – Ст. 4325
  7. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1991 – № 52. – ст. 1865.

Диссертационные исследования:

  1. Аккаева Х.А. Принцип разделения власти – конституционная основа построения и функционирования государственного механизма в России дис. ... канд. юрид. наук. – СПб., 2005. – 196 c.
  2. Бегаева А.А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2004. – 226 с.
  3. Вершинина И.Ф. Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис. ...канд. юрид. наук. – М.: 2010. – 185 с.
  4. Дадашева М.Д. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. –Махачкала, 2006. – 188 с.
  5. Корнеева Н.В. Конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: дис. ... юрид. наук. – СПб., 2002. – 170 с.
  6. Краюшкина С.В. Принцип разделения властей и его реализация в современной России: дис. … канд. полит.наук. – М., 1998. – 205 с.
  7. Лазарь Л.К. Роль и функции омбудсменов (комиссаров) в международной защите прав человека: дис. ... канд. юрид. наук. – М.: 2004. – 185 с.
  8. Лещева Е.С. Принцип разделения властей в системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2009. – 241 c.
  9. Лихолетова С.В. Федеративное устройство России: взаимодействие органов государственной власти РФ и её субъектов: дис. ...канд. юрид. наук. – Челябинск, 2004 – 212 с.
  10. Майоров А.Г. Формирование правового института омбудсмана (Уполномоченного по правам человека) в России и за рубежом: дис. ... канд. юрид. наук. – СПб., 2002. – 257 с.
  11. Монографии, материалы научных конференций, научные статьи:
  12. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. Курс.
  13. Автономов А.С. Правовая онтология политики. К построению системы понятий. – М.: ООО «Фирма Инфограф», – 1999.
  14. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юридических вузов и факультетов.
  15. Байкин И.М. Прокуратура и Уполномоченный по правам человека в РФ. [Электронный ресурс]: «Омбудсмен». 2012.
  16. Плотникова А.Э. Значение законотворческой деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Российское право: проблемы и перспективы: международная научно-практическая конференция: сборник материалов. – Биробиджан: АмГУ БФ. 2011. С. 306-310. – 0,5 п. л.
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)