Ионина М.Б.,
к.э.н., доцент, ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск
Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Для достижения поставленной цели в Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики [1]. Как известно, основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов [2]. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения и т. д.
Рассмотрим более подробно проектный метод обучения при проведении семинарских занятий по дисциплине «Маркетинг для бакалавров». В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [3]. Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов.
Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с студентами. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов, то есть другим студентам группы или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования
- проведение сбора данных;
- анализ полученных данных;
- оформление конечных результатов;
- подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).
Тематический план дисциплины «Маркетинг» для бакалавров составлен таким образом, что каждая тема раскрывает сущность и современные технологии при реализации основных направлений маркетинга, таких как: продукт, цена, размещение, продвижение и персонал.
Приведем пример проведения семинара по теме «Программа продвижения» с применением игрового проектирования. Студентам предлагается разработать маркетинговый проект по созданию и продвижению продукта/услуги. Студенты должны разработать модель товара, определить основные сегменты и рынка и целевые группы. Далее составляется программа продвижения данного продукта/ услуги и рассчитывается маркетинговый бюджет.
Предполагается, что теоретические знания по данной теме студенты получили на лекции-дискуссии с применением мультимедийных средств обучения.
Цель семинарского занятия – сформировать навыки и умения студентов по разработке программы продвижения, закрепить теоретические знания по данной проблематике. В результате, применение инновационных методов обучения студентов по дисциплине «Маркетинг», направлено на формирование профессионально культурных компетенций бакалавра в соответствии с ФГОС третьего поколения. Проектное обучение максимально моделирует процесс продвижения продукции в организациях.
Задача преподавателя - организовать работу студентов, показать связь теории с практикой при разработке маркетингового проекта, консультировать студентов.
Задача студентов – разработать модель товара/услуги, разработать программу продвижения, используя теоретические аспекты по данной теме, рассчитать маркетинговый бюджет.
Для этого студенты:
- организуют группы по 3-4 человека;
- разрабатывают инновационный продукт/услугу;
- определяют сегменты рынка;
- выделяют целевую группу;
- разрабатывают мероприятия для программы продвижения;
- рассчитывают маркетинговый бюджет.
Порядок разработки маркетингового проекта следующий:
Первый этап. Студенты формируют проектные команды. Преподаватель инструктирует студентов, напоминает основные элементы программы продвижения продукта/услуги. Метод проектов всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей.
Второй этап. Студенты работают над своими маркетинговыми проектами, используя план работы, выданный преподавателем. В рамках программы продвижения товара/услуги студенты должны разработать примеры маркетинговых инструментов. Например, как будет выглядеть буклет, баннер и др.
Третий этап. Презентация проектов. Подведение итогов. Определение лучшего проекта.
Список литературы
- Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. — 2012. — № 4. — С. 103—113.
- Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182—188.
- Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. — 2012. — № 1. — С. 76—84.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 URL: http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/ (дата обращения: 27.10.2012)