Хачуков Амаль Мухамедович, Якименко Дмитрий Иванович,
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», г.Сургут
На разных этапах реформы избирательного законодательства различным образом решался вопрос о допустимости протестного голосования. Графа «против всех» была легализована на выборах всех уровней в период с 1991 по 2006 годы. Но в связи с вступлением в силу Федерального закона от 12 июля 2006 г. № 107-ФЗ графа «против всех» была отменена [2].
В конце 2013 г. парламентарии выступили с инициативой о возвращении графы «против всех» в избирательные бюллетени, в связи с чем был подготовлен и внесен в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)». Данная инициатива обосновывалась тем, что отсутствие графы «против всех» дискриминирует избирателей по форме голосования. Авторы законопроекта апеллировали к правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 10 июня 1998 г. № 17-П, согласно которой каждый избиратель имеет право выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными процедурами, с тем, чтобы при этом исключалась возможность искажения существа волеизъявления избирателей; воля избирателей может быть выражена голосованием не только за или против отдельных кандидатов, но и в форме голосования против всех внесенных в избирательный бюллетень [3].
Споры о введении или об отмене графы «против всех» не утихали. Резюмируя дискуссии по этому поводу, отметим, что аргументами в пользу отмены этой графы были такими: 1) затруднения в проведении повторных выборов в случае победы графы «против всех», в том числе материальные затраты на их проведение; 2) для протестных форм выражения мнения есть законодательство о СМИ, об обращениях граждан, о манифестациях; 3) отмена графы способна стимулировать участников избирательных кампаний более качественно и эффективно проводить работу среди избирателей.
Аргументами в пользу введения графы являются: 1) преодоление дискриминации граждан, желающих проголосовать против всех кандидатов; 2) достижения принцип равноценности избирательных прав, голоса «за» и «против» равносильны; 3) создание возможности проследить уровень протестной активности; 4) повышение явки избирателей; 5) снижение возможности фальсификации выборов; 6) уменьшение числа испорченных бюллетеней; 7) уменьшение количества голосов за маргинального кандидата; 8) расширение допустимых форм свободного волеизъявления граждан и повышение их политической активности. Форма голосования «против всех» является своеобразной правовой традицией России.
Но без определения конституционно-правовой природы графы «против всех» не представляется возможным выявить ее практическое значение.
Согласно части 3 статьи 3 Конституции РФ, выборы в Российской Федерации являются свободными, отсюда вытекает право избирателей выражать свою волю в любой из юридических возможных форм голосования в соответствии с федеральным законодательством. Так же согласно первой части этой же статьи, носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. Отсутствие графы «против всех» - попытка государства уйти от возможных негативных последствий протестного голосования. С точки зрения избирательного права графа «против всех» является формой протестного голосования, наряду с бойкотом выборов, порчей избирательных бюллетеней и выносом бюллетеней с избирательных участков, однако она имеет более демократическую и цивилизованную основу и способствует более конкретному определению волеизъявления граждан. Речь идет о том, что, отдавая предпочтения графе «против всех», граждане не делегируют свои полномочия по управлению обществом и государством своим представителям. Введение графы «против всех» открывает возможность преодоления этой проблемы. Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, голосование «против всех» полностью равноправно с голосованием за или против конкретных кандидатов, списков кандидатов конкретных партий. Это вполне допустимая форма волеизъявления. Голосование «против всех» не противоречит и международным избирательным стандартам. Схожие формы имеют место в избирательных системах многих государств, в том числе в Испании, Финляндии, Швеции, Индии, Бразилии.
Согласно статье 6 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ее новой редакции, предложенной Федеральным законом от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ, на выборах в органы местного самоуправления граждане Российской Федерации могут голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно [1]. Однако пункт 8 статьи 63 того же федерального закона декларирует: «Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») в избирательном бюллетене не помещается».
Таким образом, с 1 января 2015 года в бюллетени на местных выборах вернулась графа «против всех кандидатов». Теперь муниципальные выборы признают несостоявшимися, если число избирателей, проголосовавших против всех кандидатов, окажется наибольшим. Местный избирком в этом случае должен назначить повторные выборы на тех же условиях. Но конструкция закона такова, что если субъект Российской Федерации не принимает закон и не отменяет эту графу, то она автоматически вступает в действие и начинает работать. Например, согласно Закону ХМАО-Югры от 30 сентября 2011 года № 81-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в ХМАО-Югре» строка «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов») в избирательном бюллетене не помещается. В соседней Тюменской области данный вопрос решили аналогичным образом, в бюллетенях на выборах представительных органов местного самоуправления Тюменской области, прошедшие 13 сентября 2015 года, графы «против всех» не было.
Следует отметить, что важным фактором для определения конституционно-правового значения «кандидата - против всех» является возможность предвыборной агитации за него. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. N 10-П запрет на проведение предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов, гражданами лично за счет собственных денежных средств признан не соответствующим Конституции РФ [4]. Но вопрос о регулировании предвыборной агитации против всех остается открытым. Федеральный закон не привносит ясность в ответ на этот вопрос, лишь предусматривая возможность агитации «против всех».
Итак, только та система выборов может считаться подлинно демократической, которая обеспечивает гражданам возможность волеизъявления, каким бы оно ни было. Сейчас этот принцип в российском избирательном праве и российской избирательной практике соблюдается не в полной мере. Избиратель, которого не устраивает ни один из кандидатов, ни одна из партий, не имеет возможности отразить это в избирательном бюллетене, где графа «против всех» отсутствует. Свою позицию он может выразить либо порчей бюллетеня, либо игнорированием выборов. Судя по весьма низкой явке избирателей на недавних выборах, немалая часть граждан предпочитает именно последний вариант. Как все мы понимаем, это обесценивает роль выборов как инструмента формирования действительно легитимных выборов органов власти. Следовательно, возвращение графы против всех на муниципальных выборах в некоторой степени расширило возможности избирателей в выражении своей воли. Власти, партиям, обществу реализация данной возможности позволит лучше видеть расстановку политических сил, настроение людей.
Примечания:
1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» : федер. закон от 4 июня 2014 года № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации 2014. № 23. Ст. 2931.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов): федер. закон от 12.07.2006 №107-ФЗ ( с изм. от 22.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. №29. Ст.3125.
3. По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: пост. Конституционного Суда РФ от 10июня 1998 г. № 17-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 25. Ст. 2002.
4. По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: пост. Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2015 № 10-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 47. Ст. 4968.