Государственное регулирование банковской деятельности в россии

Сазанович Юлия Сергеевна,
СГЮА, г. Саратов

 

Необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования банковской деятельности, использования рыночных механизмов и новых форм опосредованного (косвенного) управления ею является особенностью экономической функции современной России[1]. Они должны способствовать сохранению государственного влияния на процессы в денежно-кредитной сфере, и обеспечивать оперативную (хозяйственную) независимость банковской деятельности кредитных организаций.

Государственное регулирование выражается: в принятии федеральными органами государственной власти законодательных актов, устанавливающих основы организации банковской системы, ее структуру и принципы функционирования, а также надзор, контроль, лицензирование, применение специальных экономических методов воздействия на банковскую систему и т.п.

По своей правовой природе государственное регулирование банковской деятельности в РФ имеет межотраслевой характер: эффективная организация банковской деятельности, руководство и осуществление контроля и надзора[2]. Государственное регулирование банковской деятельности имеет как бы два основных уровня: с одной стороны, - это регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. Поэтому воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк РФ. С другой стороны, - государственное регулирование проявляется в осуществлении непосредственной регулирующей деятельности уполномоченных государственных органов при создании, организации, регистрации, лицензировании коммерческих организаций, включенных в банковскую систему РФ, и осуществлении ими банковской деятельности.

Важное значение для понимания особенностей государственного регулирования банковской деятельности имеют методы такого регулирования. В процессе государственного регулирования банковской деятельности используются не только административные методы, но и договорные, рыночные механизмы, связанные с осуществлением государственно-властных полномочий. Например, акционирование государством принадлежащих ему банков, покупка государством акций кредитных организаций, проведение конкурсов на получение права кредитными организациями на обслуживание бюджетных средств, выполнение Банком России функции кредитора для кредитных организаций, совершение иных сделок с кредитными организациями (покупка и продажа ценных бумаг, учет и переучет векселей, выдача банковских гарантий, поручительств, валютные интервенции) и т.п. Некоторыми авторами выделяется третий метод, именуемый комплексным, который объединяет в себе отдельные черты первичных методов - гражданско-правового и публично-правового, в силу чего он вторичен по отношению к ним.

В последнее время в научной литературе и периодической печати встречается мнение о том, что банковская система России должна быть самоуправляющейся, саморегулирующейся и самонастраивающейся, для чего якобы требуется ограничить монополизм Банка России, по регулированию банковской деятельности. Как представляется, подобный подход имеет больше политический, чем экономический или юридический характер. С точки зрения права, к государству и его органам термин монополизм вообще не может быть применен, поскольку любое государство по определению является монополистом в сфере регулирования общественных отношений на своей территории и это его право является одним из признаков государственного суверенитета. Государство имеет исключительные, суверенные полномочия на осуществление государственного регулирования экономических отношений, в том числе в банковской сфере. Поэтому к государственным органам, реализующим свои государственные полномочия вряд ли применимы такие понятия как “монополизм” или “конкуренция”. Коммерческие организации могут конкурировать с другими коммерческими организациями и государством в осуществлении хозяйственной деятельности, но отнюдь не в сфере государственного управления политическими, социальными и экономическими процессами. С учетом изложенного нельзя не согласиться с А.М. Тавасиевым подчеркивающим, что рынок, как более или менее успешно действующая саморегулирующаяся система, функционирует в основном на микроуровне, т.е. на уровне отдельно взятой хозяйствующей единицы (предприятия, организации), осуществляющей конкретные соглашения и сделки. Но чтобы рынок был таким саморегулирующимся, он сам должен быть урегулирован на макроуровне, т.е. в масштабах национальной экономики. Точнее говоря, должны быть урегулированы относящиеся к данному уровню общие условия функционирования рынка[3]. Поэтому первейшим условием саморегулирования рыночной экономики вообще и банковской системы в частности должно быть ее разумное регулирование на макроуровне со стороны государства.

Итак, опыт России показывает, что без разумного государственного регулирования банковская деятельность не обеспечивает баланса интересов государства и общества, кредитных организаций и их клиентов (государства, юридических лиц, частных предпринимателей). Банковский кризис в России подтвердил, что только разумное государственное регулирование способно обеспечить надежные правовые гарантии прав и законных интересов граждан в процессе банковской деятельности.
 


Список использованной литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ (последняя редакция);
  3. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. -М.: Юристъ, 1997;
  4. Гейвандов Я.А. Банковская деятельность в России: проблемы государственного регулирования. - СПб. - Санкт-Петербургская Академия МВД России, 1997;
  5. Гейвандов Я.А. Некоторые организационные и правовые аспекты государственного управления денежно-кредитной сферой в РФ // Банковское право. - 1999. - № 1-2;
  6. Административное право России. Часть вторая. Учебник. Под ред. проф. А.П. Корнеева. - М.: МЮИ МВД России.: Изд-во “Щит и М”, 1997;
  7. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во “ДИС”, 1997;
  8. Тавасиев А.М. Основы рыночной экономики для начинающих предпринимателей. - М.: Изд-во МГТУ, 1992.

[1] См. Например: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. -М.: Юристъ, 1997. -С. 66; Гейвандов Я.А. Банковская деятельность в России: проблемы государственного регулирования. - СПб. - Санкт-Петербургская Академия МВД России, 1997; Гейвандов Я.А. Некоторые организационные и правовые аспекты государственного управления денежно-кредитной сферой в РФ // Банковское право. - 1999. - № 1-2.

[2]Административное право России. Часть вторая. Учебник. Под ред. проф. А.П. Корнеева. - М.: МЮИ МВД России.: Изд-во “Щит и М”, 1997. - С. 13.; Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во “ДИС”, 1997. - С. 299-300

[3]Тавасиев А.М. Основы рыночной экономики для начинающих предпринимателей. - М.: Изд-во МГТУ, 1992. - С. 11-12.

 

0
Ваша оценка: Пусто