Дубровина Залина Ринатовна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г Омск
Проблемы, связанные с государственными заказами видоизменяются год от года, но не исчезают. Уже на протяжении долгого времени государство живет в состоянии постоянного реформирования законодательства о размещении публичных заказов. Государство пытается с помощью законодательства достичь нескольких целей:
- удовлетворить нужды органов власти и публичных учреждений,
- противодействовать коррупции и экономить бюджетные деньги.
Добиться реализации этих целей не получается у государства уже многие годы. На протяжении последних 9,5 лет в России действовал Закон, который часто подвергается критике; Закон, которому подчиняется ИЗиСП как бюджетное учреждение. Это Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
До его появления порядок удовлетворения государственных нужд в России регулировался как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, и соответственно на уровне муниципалитетов. Каждый субъект РФ устанавливал свои правила и законы о государственном заказе. К 2005 г. возникла острая необходимость в едином законе, который устанавливал бы единый порядок. В основном это было связанно с коррупционными скандалами, в которые были вовлечены чиновники разных уровней. Поэтому и был разработан Закон, основное внимание в котором уделялось процедурным аспектам размещения заказа, т.е. проведению торгов, запросов котировок. На данный момент, этот закон заменен ФЗ-№44 от 5 апреля 2014 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Одна из проблем в последние годы образовавшаяся в сфере публичных заказов, и в других областях общественных отношений сложилось негативное восприятие проведения конкурсов. Считается, что конкурсный отбор контрагента для заключения с ним контракта или иного гражданско-правового договора основан на субъективной оценке, иными словами заказ заранее куплен. Поэтому государство пошло в сторону применение аукционов. А так же чтобы не допустить сговора между участника, что недавно было очень распространенной проблемой, государство создала официальные сайты, где очень подробно раскрывается информация об аукционах, участниках аукциона, а так же о прошлых результатах аукциона.
Второй проблемой является, то что процедурный Закон спровоцировал возникновение ситуации, когда, не нарушая законодательство, можно приобрести для государственных нужд как, например, автомобиль «Майбах», так и, скажем, «Ладу Калину».
Известен случай, когда администрация одного из субъектов РФ заказала огромное количество марочного коньяка на празднование мероприятия. Общественность возмущена: как такое возможно?! Однако и автомобиль представительского класса, и дорогой коньяк, и т.п. можно приобрести в точном соответствии с Законом. Следовательно, начинать контроль надо не тогда, когда уже идет процедура покупки, а задолго до ее начала. Должно быть нормирование, прогнозирование, планирование государственных и муниципальных нужд, и лишь потом – размещение заказа для их удовлетворения, что, кстати, предусмотрено проектом Федерального закона «О федеральной контрактной системе».
Важен и вопрос об экономии бюджетных средств, для чего осуществляется специальное законодательное регулирование. Однако когда мы знакомимся с докладами чиновников о том, сколько денег они сэкономили, это вызывает ироническую улыбку, ведь экономию невозможно посчитать.
На данный момент законодатель встал на путь необходимости не только учитывать, какая экономия произошла в рамках процедуры, но и следить за тем, как исполнен контракт. Однако даже если новый закон будет принят в 2014 г., то он вступит в силу только через год, и потребуется еще 2 - 3 года для того, чтобы закон устоялся в законодательстве, прежде чем он полноценно заработает. На данный момент в законопроекте заложена весьма разумная идея – введение реестра результатов государственных контрактов. Внимание законодателя не должно быть сконцентрировано только на процедуре публичного размещения заказа, требуется контролировать еще и его результаты.
Казалось бы, для подсчета сэкономленных средств достаточно выполнить простое арифметическое действие: от начальной цены контракта отнять его фактическую цену, по которой он заключен. Но это только кажущаяся простота. Чтобы подсчитать экономию, нужно точно знать, что и от какого числа отнимать. Однако на протяжении действия Закона N 94-ФЗ порядок начальной цены в нем никогда не определялся. Соответствующая норма появилась только в апреле 2011 г., и она предписывает заказчику лишь примерные ориентиры подсчета начальной цены.
В данной статье, конечно же, определены не все проблемы размещения государственных и муниципальных закупок. Но можно определенно сделать вывод, что государство стремиться решить все неясности и проблемы в этой сфере и на данный момент у него это не плохо получается.