Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности

Нечай Роман Олегович,
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно

 

Государственная политика обеспечения информационной безопасности неразрывно связана с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь в целом.

Так, в Республике Беларусь базовым доктринальным документом в сфере обеспечения национальной безопасности является Концепция национальнойбезопасности Республики Беларусь. Следует отметить, что в Республике Беларусь отсутствует отраслевой стратегический документ, регулирующий основы государственной политики сфере информационной безопасности.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь определяет основные направления деятельности органов государственной власти и субъектов в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов страны в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Государственная политика является открытой и предусматривает информированность общества о деятельности государственных органов и общественных институтов в области информационной безопасности с учетом ограничений, предусмотренных действующим законодательством. Она основывается на обязательном обеспечении прав граждан и организаций насвободное создание, поиск, получение и распространение информации любым законным способом [1, c. 72].

Информационное обеспечение государственной политики заключается в доведении до граждан Республики Беларусь и внешней аудитории объективной информации о государственном курсе во всех сферах жизнедеятельности общества, официальной позиции по общественно значимым событиям внутри страны и за рубежом, о деятельности государственных органов. Составной частью информационного обеспечения государственной политики выступает информационное противоборство, представляющее собой комплексное использование информационных, технических и иных методов, способов исредств для воздействия на информационную сферу с целью достижения политических, экономических и иных задач либо защиты собственного информационного пространства.

Государственная политика Республики Беларусь в области информационной безопасности основывается на следующих принципах:

  • нормативно-правовая база;
  • регламентация доступа к информации;
  • юридическая ответственность за сохранность информации;
  • контроль за разработкой и использованием средств защиты информации;
  • предоставление гражданам доступа к мировым информационным системам.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

  • соблюдение Конституции Республики Беларусь, законодательства Республики Беларусь, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Республики Беларусь;
  • правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;
  • приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Республики Беларусь.

Правовое обеспечение информационной безопасности Республики Беларусь должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере [2, c. 300].

Соблюдение принципа законности требует от органов государственнойвласти Республики Беларусь при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере. Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности органов государственной власти Республики Беларусь. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности [3, c. 58].

Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности Республики Беларусь:

  • проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности Республики Беларусь, разрабатывает меры по ее обеспечению;
  • организует работу законодательных и исполнительных органов государственной власти Республики Беларусь по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности Республики Беларусь;
  • осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;
  • принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;
  • способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;
  • формулирует и реализует государственную информационную политику Беларуси;
  • способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению Беларуси в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.

Разработка механизмов обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь включает в себя мероприятия по информатизации, прежде всего правовой сферы.

Первоочередными мероприятиями по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь являются:

  • разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовка концепции правого обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь;
  • принятие и реализация программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти субъектов Республики Беларусь;
  • повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан;
  • комплексное противодействие угрозам информационной войны;
  • создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства [4].

Таким образом, государственная политика в области обеспечения информационной безопасности имеет важное значение. На наш взгляд, данная

политика обязательно должна быть закреплена на законодательном уровне. Именно государство в первую очередь должно определять основные направления деятельности субъектов в сфере информационной безопасности.

Отсутствие данных направлений может привести к определению нечетко обозначенных прав и обязанностей каждого из субъекта, а как следствие и нарушение баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. В случае нарушения такого баланса будет не соблюдаться понятие информационной безопасности, закрепленное вКонцепции национальной безопасности Республики Беларусь. А, следовательно, и будет отсутствовать полное обеспечение безопасности в информационной сфере в нашей стране. Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности, безусловно, должна, в лице государственных органов, исполнятся и в практической деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лазовский, С.В. Понятие информационной безопасности государства и ее место в правовой системе Республики Беларусь / Лазовский С.В. // Юридический журнал. – 20–8. – № 3. – С. 70–73.
  2. Лапина, М.А. Информационное право: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / М.А. Лапина, А.Г. Ревин, В.И. Лапин; Под ред. проф. И.Ш.Килясханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 335 с.
  3. Лепехин, А. Преступления против информационной безопасности: правовые аспекты / А. Лепехин // Судовы Веснік. – 2006. – № 1. – С. 57 – 59.
  4. Макаревич, А.В. Отдельные аспекты правовых мер защиты информации // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
0
Ваша оценка: Пусто