Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России

Янина Инна Владимировна
Сибирский юридический университет, г. Омск 

 

Малое и среднее предпринимательство существует как относительно самостоятельный инструмент современной рыночной экономики и имеет важное социально-экономическое значение, его развитие способствует обеспечению социальной и политической стабильности, смягчению последствий структурных изменений, указанные субъекты быстро адаптируется к меняющимся потребностям рынка [1, с. 4]. Решение многих государственных задач в стране: развитие здоровой конкурентной среды, рост занятости населения, создание новых рабочих мест, увеличение объемов выпускаемой продукции, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, развитие инновационных технологий и производств во многом определяется темпами развития малых и средних предприятий [2, с. 3].

При этом, субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) относятся к хозяйствующим субъектам, нуждающимся в государственной поддержке. Причины их незащищенности заключаются в ограниченных размерах материальных ресурсов, сложностью получения внешнего финансирования, низкой доступности площадей для ведения бизнеса, наличии административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, недостаточно высоком уровне развития механизмов комплексной поддержки начинающих предпринимателей, а также отсутствии опыта и базовых знаний, так как зачастую в руках одного человека – предпринимателя концентрируются сразу экономические, управленческие и трудовые функции.

По состоянию на 10 сентября 2019 года в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся сведения о 5 813 278 субъектов малого и среднего предпринимательства, 95,8 % из которых относятся к категории микропредприятий, 57,6 % – индивидуальных предпринимателей. Сумма среднесписочной численности работников, занятых у СМСП, – 15 428 476 человек без учета индивидуальных предпринимателей, не привлекавших работников, что составляет 21 % от общего числа занятых экономической деятельностью. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет 19,9 %, в то время как в большинстве экономически развитых зарубежных стран основная доля валового внутреннего продукта приходится на предприятия малых форм, малое и среднее предпринимательство обеспечивает рабочими местами большинство трудоспособного населения, в сфере малого и среднего предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, на сектор малого и среднего предпринимательства приходится основная доля налоговых отчислений [1, с. 4].

Согласно данным Национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016», выполненного исследовательской группой Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor) (далее – GEM), по показателю «уровень предпринимательского намерения» в России в 2016 году доля людей, намеревающихся стать предпринимателями, составила 2,1% от общего населения в возрасте от 18 до 64 лет, что является наименьшим показателем по всей совокупности стран, участвовавших в проекте. При этом, большинство россиян на протяжении всех лет наблюдений высоко оценивают статус предпринимателя и считают карьеру предпринимателя привлекательной.

Помимо низкого уровня предпринимательского намерения, в соответствии с данными Федеральной службы информации с 2010 года количество ликвидированных ИП практически пропорционально количеству зарегистрированных (за указанный период показатель соотношения варьируется от 0,84 до 1,1; в 2013 году на одного зарегистрированного ИП приходилось два прекративших деятельность).

Как уже говорилось ранее, успешная деятельность малого бизнеса во многом определяется эффективностью государственной поддержки. Опыт США подтверждает справедливость данного высказывания. Созданная в 1953 году и подотчетная только президенту и конгрессу Администрация малого бизнеса США (SBA) осуществляет государственную поддержку малому бизнесу прямым финансированием через специально выстроенную федеральную сеть региональных и межрегиональных подразделений по всей стране, финансируемых из федерального бюджета, по четырем ключевым направлениям: доступ к капиталу, образование, помощь в получении госзаказов, защита в судах и на уровне законотворчества [5, с. 2]. Осуществляя грамотную государственную поддержку малого бизнеса, США к 2007 году добилось увеличения субъектов малых и средних предприятий до 30 миллионов, обеспечивая занятость 2/3 трудоспособного населения.

В Российской Федерации государственное содействие малому бизнесу оказывается на протяжении последних 20 лет, и в настоящий момент правовую основу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства составляет Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии МСП) [3, с. 1]. Однако по сей день как на федеральном, так и региональном уровнях, отсутствует единый орган, осуществляющий государственную поддержку и представляющий интересы малого и среднего предпринимательства. Кроме того, по мнению многих авторов, нормативно-правовая база в сфере поддержки СМСП также не является совершенной: Закон о развитии МСП не отражает в полной мере всех действующих инструментов поддержки; не сформированы эффективные способы защиты прав и недостаточно разработаны правовые нормы, направленные на регламентацию взаимодействия СМСП с организациями, образующими инфраструктуру поддержки данных субъектов.

Основой государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса являлась система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, возглавляемая Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства (далее – Федеральный фонд), являвшегося заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и осуществлявшего реализацию ее мероприятий [4, с. 38]. В 2005 году Федеральный фонд был ликвидирован и только спустя 10 лет, в 2015 году, Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» в качестве института развития в сфере МСП было создано АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – АО «Корпорация МСП»). АО «Корпорация «МСП» совместно с Минэкономразвития и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих государственную политику в сфере малого и среднего предпринимательства, осуществляют координацию оказания поддержки в рамках Закона о развитии МСП региональными организациями, образующими инфраструктуру поддержки СМСП. Средства федерального бюджета целевым образом распределяются между регионами на реализацию мероприятий по поддержке предпринимателей, при условии софинансирования расходов из региональных бюджетов.

В свою очередь, в большинстве субъектов Российской Федерации инфраструктура поддержки МСП представляет собой разрозненные структуры, предоставляющие различные формы поддержки, предусмотренные Законом о развитии МСП, в разных местах, что вызывает у бизнеса сложности в поиске объектов и мер поддержки, и, как следствие, дает слабый информационный охват об услугах данных организаций. Согласно данным Минэкономразвития России, в 2017 году сеть региональных организаций инфраструктуры поддержки МСП по всей стране насчитывала около 700 объектов, оказывающих комплексные услуги для предприятий на разных стадиях развития бизнеса.

В целях повышения доступности и эффективности мер поддержи и услуг объектов инфраструктуры и оптимизации затрат на их содержание, в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – нацпроект),  разработанного Минэкономразвития России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», предусмотрено развитие центров оказания услуг «Мой бизнес», которые объединяют на одной площадке все ранее созданные региональные организации инфраструктуры поддержки предпринимательства. Центр предоставляет услуги по нормативно закрепленным техническим и организационным требованиям и управляется единым органом – уполномоченной региональной организацией инфраструктуры поддержки. Планируется, что к 2024 году на территории Российской Федерации появятся не менее 100 центров «Мой бизнес», а доля субъектов МСП, охваченных их услугами, составит 10 %.

Подводя итог, стоит отметить, что в настоящее время на территории Российской Федерации действуют сотни институтов поддержки СМСП, не менее десятка министерств и ведомств, некоммерческих организаций, общественных предпринимательских сообществ, осуществляющих деятельность по обеспечению благоприятных условий для развития МСП. Отсутствие информационного и организационного взаимодействия между этими объектами приводит к разобщенности и несогласованности в их действиях, возникновению сложностей для бизнеса в поиске и получении мер поддержки. Несмотря на то, что создание ЦОУ «Мой бизнес» приводит к консолидации объектов инфраструктуры на уровне регионов, остается открытым вопрос их координации на федеральном уровне. Создание единого органа, предоставляющего бизнесу весь спектр необходимых для его развития услуг и осуществляющий лоббирование его интересов через специально выстроенную сеть подразделений по всей стране, позволит добиться оказания комплексной и своевременной поддержи малому и среднему бизнесу, а также снизить затраты на обеспечение деятельности и «содержание» различных объектов инфраструктуры в разных местах.


Список литературы

  1. Албегов Р.З. Гражданско-правовые проблемы осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.03/Албегов Роман Заурбекович. – Москва, 2013. – 28 с.
  2. Бимбад А.Я. Государственная имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на современном этапе: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.03/Бимбад Алексей Яковлевич. – Москва, 2011. – 24 с.
  3. Винокурова М.М. Финансово-правовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.14/Винокурова Марина Михайловна. – Тюмень, 2011. – 27 с.
  4. Задорожный Д.Ю. Правовые основы развития малого бизнеса Российской Федерации в системе рыночных преобразований: краткий науч. доклад … д-ра философии: 12.00.00/Задорожный Дмитрий Юрьевич. – Москва, 2007. – 60 с.
  5. Никонов В.А. Государственная поддержка предпринимательства в развитых странах и адаптация опыта в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 1. С. 244–249.
0
Ваша оценка: Пусто