Гендерная дискриминация в современном российском законодательстве

Погорелова Дарья Вячеславовна,
г.Омск, ЧОУ ВО «Омская юридическая академия»

 

За более, чем 60 лет борьбы за половое единство, в современных правовых государствах произошло юридическое закрепление и провозглашение равенства прав мужчин и женщин. Российская Федерация не стала исключением по данному вопросу, включив в Конституцию РФ тезис о равенстве прав и свобод человека и гражданина в статью 19 в виде одноименного принципа, являющегося одним из руководящих начал развития и функционирования современного правового государства. Данное требование исключает предоставление привилегий в силу таких признаков, как пол, раса, религиозные или политические убеждения.

Необходимость правового исследования вопроса гендерной дискриминации заключается в том, что в настоящее время он преимущественно изучается лишь неюридическими науками. Гендерный подход законодателя к правовому регулированию отношений, возникающих в современном обществе, ни разу не становилась предметом межотраслевого исследования в отечественной юридической литературе.

Юридическое равенство мужчин и женщин, закрепленное в ч. 3 ст. 19 Конституции Российской Федерации: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации», должно означать равенство не только их прав и свобод, но и юридических обязанностей, а также равные основания для возложения юридической ответственности.

Уголовный кодекс Российской Федерации, в ст. 4 закрепляет конституционный принцип равенства граждан перед законом: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола» [1].

Практически во всех странах мира, при создании той или иной правовой нормы, осуществляется учет особенностей пола мужчин и женщин [4]. Российское законодательство по данному вопросу не является исключением. Так, ч. 4 ст. 49 Уголовного кодекса РФ закрепляет положение, согласно которому, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, обязательные работы не назначаются.

Исправительные работы, как вид уголовного наказания, закрепленный в ч. 5 ст. 50 Уголовного кодекса РФ, также не применяется к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет.

Во включении в отраслевой акт данных норм, видится логичным стремление законодателя, обеспечить защиту прав и интересов ребенка, закрепленных в ст. 54-60 Семейного кодекс Российской и Конвенции о правах ребенка.

Однако ситуация, которая может сложиться в том случае, если
отец-одиночка будет иметь ребенка в возрасте до 3-х лет, не охватывается диспозицией данной статьи, что, по сути, является проявлением той самой дискриминации.

Проблема неравенства осужденных родителей в отношении малолетнего ребенка исходит из сложившегося российского менталитета, где общепринятым является то, что мать обладает большей связью с ребенком, нежели отец.

Продолжая вышеприведенное заявление, следует акцентировать внимание на неприменение к лицам женского пола смертной казни (ч. 2 ст. 59 УК РФ) и пожизненного лишения свободы (ч. 2 ст. 57 УК РФ), являющемся проявлением нарушения принципа гендерного равенства.

Показательным также является то, что женщины отбывают наказание только в колониях общего режима в соответствии со ст. 58 УК РФ.  В колониях особого режима и тюрьмах женщины наказание не отбывают. Однако, для мужчин, осужденных к лишению свободы, предусмотрены три режима для отбытия наказания: особый, строгий и общий. Отсутствие законодательного закрепления равных для мужчин и для женщин режимов отбывания наказания приводит к нарушению принципов равенства и справедливости.

Если обратиться к Уголовно-исполнительному законодательству Российской Федерации, то можно сделать вывод, что оно должно исходить из принципа гендерного равенства – порядок содержания осужденных мужчин и женщин не должны никак отличаться. Вопреки этому, некоторые нормы предусматривают учет половых особенностей, предоставляя лицам женского пола особые льготы и привилегии, по сравнению с осужденными мужчинами.

Особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей, предусмотрены ст. 100 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В соответствии с ч. 1 данной статьи, в исправительных учреждениях, где отбывают наказание женщины, имеющие детей, могут создаваться дома ребенка, обеспеченные всеми условиями, которые необходимы для нормального проживания и развития детей. Также не предусматривается никаких ограничений в общении с детьми, помещенными в дома ребенка в возрасте до трех лет [2].

Законодатель делает это, прежде всего, с целью создания наиболее комфортных условий содержания беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, во избежание негативных последствий, которые могут сказаться как на здоровье матери, так и здоровье и психическом состоянии ребенка. Аналогичных условий для мужчин, являющихся единственным родителем малолетних детей в возрасте до трех лет, нет.

Кроме этого, существует и набор привилегий, не связанных с осуществлением женщиной детородных и воспитательных функций. Ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закрепляет положение, согласно которому женщинам предоставляется большая по размеру жилая площадь «в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными  женщинами, - не может быть менее трех квадратных метров», а непосредственно для мужчин – «не может быть менее двух квадратных метров».

Неравным также является порядок применения мер взыскания к осужденным мужчинам и женщинам: в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 115 УИК РФ срок перевода осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа может составлять до одного года, для женщин же, срок ограничивается всего тремя месяцами (п. «е»).

Проанализировав виды наказаний и особенности их назначения в уголовно-правовой сфере, разумным представляется провести аналогичное исследование административно-правовой ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в п. 6 ч. 1 ст. 3.2 закрепляет «административный арест» как один из основных видов наказания. Специальная норма общей части КоАП РФ об административном аресте с одноименным названием  устанавливает невозможность его применения к «беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет» [3]. Сходной нормы для мужчин, которые являются одинокими родителями, имеющими детей в возрасте до четырнадцати лет, административный законодатель не предусмотрел.

Как уже было упомянуто ранее о неприменении к женщинам такого вида наказания как обязательные работы в уголовном праве, административное право имеет сходную норму. Так, ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ запрещает применение обязательных работ к «беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет». Аналогично уголовному праву, административное, также, не предусматривает таких преимуществ для мужчин.

Подобное основание, как наличие малолетнего ребенка у женщины – входит в перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность. В то время как для мужчин аналогичная привилегия не предусмотрена.  Данный факт свидетельствует о проявлении гендерной дискриминации в действующем административном законодательстве и противоречит принципу, закрепленному в норме: «Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола».

Завершая вышеприведенное исследование, можно констатировать  следующее: в целях повышения эффективности правового регулирования и реализации ведущих стандартов в области прав человека, нашему  законодателю следовало бы учесть досадные ошибки юридической техники по вопросу соблюдения принципа равенства всех перед законом и создать необходимый баланс прав и свобод для качественного правового воздействия на общественные отношения.


Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. , N 25 , ст. 2954
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Российская газета. - 16.01.1997. - N 9.
  3. Ч.2 ст.3.9. «Административный арест» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. , N 1 , ст. 1
  4. Штылева М. В. Политика гендерного равенства стран Северной Европы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 3 / 2011., Воронина О.А. Гендерное равенство как структурный элемент государственной политики в скандинавских странах // Новый взгляд. Международный научный вестник. № 4 / 2014., Иноземцева Е.Н. К вопросу о положении женщин в исламе // Власть. № 12 / 2009.
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (3 голосов)