Гендерная дискриминация в алиментных обязательствах России

Тарасова Алена Андреевна,
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск

 

Конституция РФ в положениях ст. 19 закрепила равенство прав не только перед законом и судом, но и равенство прав и свобод между мужчиной и женщиной [2].

В положениях ст. 5.62 КоАП РФ законодатель четко определил, что «дискриминация» представляет собой «нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам» [1].

Из положений модельного закона о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, принятого в г. Санкт-Петербурге 18.11.2005 Постановлением 26-11 на 26-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ следует, что гендерная дискриминация представляет собой любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает или отрицает осуществление прав человека по признаку пола [3].

Таким образом, гендерная дискриминация представляет собой нарушение прав, свобод человека, закрепленных в Конституции РФ, по гендерному признаку (половой принадлежности).

В положениях ст. 89 Семейного кодекса РФ установлены юридические основания возникновения алиментных правоотношений. Одним из оснований является право жены в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами [4].

Данное основание явно нарушает положения действующего законодательства, принцип равенства супругов и является дискриминационным по отношению к мужчинам.

Безусловно, нельзя не согласиться с тем фактом, что беременность – особенность женского организма. Период беременности в жизни женщины индивидуален, в связи с чем, может отрицательно сказываться на ее личности и выражаться в психологической напряженности, в наличии преград и барьеров в карьерном росте, в недовольстве внешним видом. Нельзя исключать и факт послеродовой депрессии. Все эти обстоятельства непременно указывают на необходимость в особом уходе, повышенном внимании и заботе, уделяемой женщине в «интересном положении». Но нельзя исключать и того, что после родов жена может стать «матерью – кукушкой», бросить своего малыша на поруки мужу, или другим родственникам. В указанной ситуации в дополнительных средствах к существованию будет нуждаться супруг – муж, занимающийся воспитанием новорожденного, заботой о нем. В таком случае нормы семейного законодательства России не позволяют обратиться мужчине к своей жене за алиментами.

Данное обстоятельство нарушает конституционные принципы «Равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола… Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ч. 2, 3 ст. 19 Конституции РФ), а также нарушается принцип, указанный в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» [2].

Аналогичная по смысловому содержанию норма права, нарушающая права мужчины, имеется и в положениях ст. 90 Семейного кодекса РФ, где указано, что «правом требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеет бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка» [4].

По мнению Ибрагимова Назима Шафиевна, который в своей работе «Oсобенности правового регулирования института алиментных oбязательств в семейном праве Российской Федерации» указывает, что «право на получение алиментов обусловлено особым состоянием женщины в указанный период, ее объективно cуществующей потребностью в дополнительной поддержке, и соответственно, не зависит от ее трудоспособности или нуждаемости. Однако закон не предоставляет аналогичного права бывшему мужу - oтцу ребенка - требовать содержания от бывшей cупруги, даже если он остался с новорожденным ребенком, и осуществляет его воспитание и содержание в первые три года его жизни»[5, с. 128].

Т. В. Шершень в своей работе «Принцип равенства прав супругов: генезис и некоторые проблемы его реализации в современном семейном праве России» отмечает: «Принцип равенства cупругов воплощен в ряде cтатей Cемейного кодекса РФ (ст. ст. 31, 32, 33 - 39 и др.). Вместе с тем можно найти немало исключений из данного принципа. Наиболее яркий пример - ст. 89 СК РФ: право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого cупруга, обладающего необходимыми для этого cредствами, имеет жена в период беременнocти и в течение трех лет co дня рождения общего ребенка. Возникает вопрос: почему законодатель отступил от столь важного принципа равенства супругов в семье и супругу (мужу), осуществляющему уход за общим ребенком до достижения им трех лет, не предоставил права требовать выплаты алиментов на свое содержание?» [6, с. 31].

Данный пробел в семейном законодательстве является совершенно несправедливым, и носит дискриминационный характер. Ко всему прочему бремя по содержанию ребенка, согласно Конституции РФ, возлагается в равной мере на обоих родителей.

Таким образом, положения п. 2 ч. 2 ст. 89 и п. 1 ч. 1 ст. 90 Семейного кодекса РФ касаются исключительно права жены (бывшей жены) на получение алиментов в течении 3 лет после рождения ребенка. Указанные нормы нарушают конституционный принцип равенства супругов.

В связи с чем, гораздо правильнее ввести в Семейный кодекс РФ положения, дающие право мужчине, воспитывающего общего ребенка в возрасте до трех лет, на получение содержания от супруги (бывшей супруги).

Список использованных источников.

Нормативные правовые акты

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»;
  2. Конституция Российской Федерации, принята Всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»;
  3. «Модельный закон о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин», принят в г. Санкт-Петербурге 18.11.2005 Постановлением 26-11 на 26-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»;
  4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Научная и учебная литература

  1. Ибрагимов Н. Ш. Особенности правового регулирования института алиментных обязательств в семейном праве Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32). С. 128.
  2. Шершень Т. В. Принцип равенства прав супругов: генезис и некоторые проблемы его реализации в современном семейном праве России // Российская юстиция. 2010. № 7. С. 28-31.
0
Ваша оценка: Пусто