Финансовое оздоровление: проблемы применения на практике

Снедкова Анастасия Алексеевна,
ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск

 

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос об эффективности применения на практике норм ФЗ о банкротстве, касающихся мер по восстановлению платежеспособности должника [4, с. 77]. Одной из таких мер является финансовое оздоровление. Однако на практике, несмотря на заинтересованность субъектов в восстановлении платёжеспособности предприятия, большинство дел о несостоятельности заканчиваются ликвидацией организации. Процедура финансового оздоровления, хоть и была заимствована у американской модели, где успешно используется, в России не нашла широкого применения.

Финансовое оздоровление в России - это относительно новая процедура, которая появилась в 2002 г. Она представляет собой «процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности» [1]. Цель ее заключается в предоставлении возможности должнику произвести оплату задолженности предприятия и таким образом избежать банкротства. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Одновременно с вынесением определения АС РФ утверждает административного управляющего. На стадии финансового оздоровления кредиторы, арбитражный управляющий и руководство компании разрабатывают план, предусматривающий способы получения должником денежных средств, необходимых для расчета по обязательствам.

Изучая статистические данные по вопросу несостоятельности (банкротства) за прошлые годы, выявляется тенденция неэффективности применения на практике процедуры финансового оздоровления. Статистика указывает на то, что неплатёжеспособные предприятия чаще подвергаются ликвидации, реже – внешнему управлению, а финансовому оздоровлению – в минимальном количестве случаев. Всего в АС РФ поступило заявлений о признании должника банкротом в 2014 г. – 41996, в 2015 г. – 50779, в 2016 г. – 34481. Количество дел, по которым в отчетном периоде введена процедура финансового оздоровления составляет в 2014 г. – 22, в 2015 г. – 36, в 2016 г. – 29. Из них прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности 2014 г. – 4, 2015 и 2016 гг. – 0. Количество дел, по которым принято решение о признании банкротом и об открытии конкурсного производства в 2014 г. – 15096, в 2015 г. – 14916, в 2016 г. – 7011.

В США за период с 2014 по 2015 гг. из общего числа заявлений о банкротстве в размере свыше 25000 заявлений о введении реабилитационной процедуры было подано более 7700 (это более 30%), из них почти 5600 по 11 главе Кодекса США о банкротстве [5].

Возникает вопрос, почему же американская модель финансового оздоровления не «приживается» в России? Существует мнение, что одна из причин неэффективности вызвана отсутствием в законе механизмов, стимулирующих должника на ранней стадии инициировать дело о банкротстве [2]. Должники надеются собственными силами восстановить платежеспособность и избежать банкротства до возбуждения процедуры банкротства, пытаясь всеми возможными способами погасить имеющуюся задолженность даже при неблагоприятном финансовом раскладе.

Возможно, причина нерентабельности процедуры финансового оздоровления кроется также в самой формулировке понятия «финансового оздоровления – процедура, применяемая в деле о банкротстве…». Должник, который находится в процедурах банкротства, воспринимается контрагентами как ненадёжный субъект. Как только АС РФ будет возбуждено дело о несостоятельности, все кредиторы одновременно начнут предъявлять свои требования, а должник лишается всякой возможности восстановить свою платежеспособность, обрекая компанию на крах. Получается, что должник либо восстанавливает свою платежеспособность до процедур банкротства, либо, вступив в нее, практически в 100 % случаев признается банкротом.

Стоит обратить внимание и на срок финансового оздоровления. Во многих странах с развитой экономикой предусмотрены более длительные сроки, так в США и Испании этот срок составляет до 5 лет, во Франции и вовсе до 10 лет. Возможно должники попросту не успевают реабилитировать предприятия. Ведь за такой короткий срок невозможно заключить крупные сделки, подать заявки на тендеры, сформировать положительный имидж и кредитоспособность у банков.

Эффективному применению финансового оздоровления препятствует и несправедливое отношение к вознаграждению административного управляющего, ответственного за проведение финансового оздоровления. Оно составляет минимальную по отношению к управляющим другими процедурами сумму 15000 руб. Конечно это влияет и на эффективность работы управляющих, а также на их профессионализм, и даже на «ценность» такой процедуры.

В США существует 5 национальных ассоциаций антикризисных управляющих, 3 из них объединяют арбитражных управляющих, которые специализируются на какой-то одной процедуре банкротства. Такая система могла бы быть эффективна и в России, поскольку это позволит назначить для проведения процедуры финансового оздоровления профессионала, который специализируется именно в этой области и обладает комплексом необходимых знаний и опыта.

Также одной из причин невостребованности финансового оздоровления является отсутствие финансовой поддержки. В США одним из распространенных способов финансирования оздоровления является «использование заемного капитала, выдаваемого банками компании, фактически подавшей заявление по Закону о банкротстве» [3, с. 215]. В России данная мера едва ли может быть реализована в массовом масштабе, так как банки к этому пока ещё не готовы, они видят в подобном кредитовании очень высокие риски. К тому же ставка рефинансирования сильно отличается и составляет 8,25 %, тогда как в США - 0,75 %.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» постоянно подвергается изменениям, однако последние серьезные поправки, связанные с процедурой финансового оздоровления, были проведены лишь в 2008 и 2014 годах. Необходимость внесения новых изменений в закон объясняется неэффективностью финансового оздоровления в том виде, в каком эта процедура существует в настоящее время.
 


Список литературы

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, № 43, 4190 с., ст. 2.

2. Карапетов А.Г. Перспективы внедрения механизмов финансового оздоровления в рамках российского законодательства о банкротстве. Научный круглый стол. Москва, 2015. [Электронный ресурс] URL: http://m-logos.ru/img/Kruglii_stol_16112015.pdf. Дата обращения: 20.03.2017.

3. Мелехова Т.В. Практика финансового оздоровления предприятий в России и за рубежом // Научные записки ОрелГИЭТ. Орел: Орловский государственный университет экономики и торговли, 2012. № 2 (6). 215 с.

4. Павлинич А.С., Углицких О.Н. Совершенствование системы финансового оздоровления организаций в России // Современные тенденции развития науки и технологий. Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2016. № 11-11. 77 с.

5. U.S. Bankruptcy Courts––Business and Nonbusiness Cases Commenced, by Chapter of the Bankruptcy Code, During the 12­Month Period Ending June 30, 2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.uscourts.gov/sites/default/files/0615_f2_0.pdf. Дата обращения: 22.03.2017.

0
Ваша оценка: Пусто