Федерализм в контексте многонационального государства как конституционно-правовая категория

Талуева Валерия Викторовна
Частное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский юридический университет»

 

Аннотация

В статье дается теоретическое осмысление сущности многонационального федерализма, анализируются его признаки. Многообразие федераций в мире диктует необходимость поиска новых подходов к их типологизации. Автор статьи исследует особый тип федеративных государств – многонациональные федерации. К таким, по его мнению, относятся федерации, в которых субъекты образованы в исторически сложившихся местах концентрированного проживания этнополитических общностей («внутренних наций») и выступают для них территориальной формой самоопределения. По мнению автора, многонациональный федерализм не исчерпывается только учетом этнического фактора в территориальном устройстве государства, а охватывает собой широкий спектр федеративных отношений.
Ключевые слова: федерализм, федерация, многонациональная федерация, многонациональный федерализм, этнический федерализм.

Key words: federalism, Federation, a multinational Federation of the multinational federalism, ethnic federalism.

Неотъемлемой частью формы современного государства является форма его государственного устройства. На протяжении последних двух столетий получили развитие две основные формы государственного устройства - унитарное и федеративное государственное устройство. Федерация не является распространенной формой государственного устройства. Из двухсот штатов государств 24 являются федерациями, т.е. в их состав входят территориальные образования, обладающие определенной степенью государственно-правовой независимости по отношению ко всему государству.

Среди современных федеративных государств существует особенный тип, называемый этническими или многонациональными федерациями. Исследованию их особенностей посвящен ряд научных работ государствоведов, политологов и этнологов. Ученные не дают определения многонациональной федерации: очевидно, это считается бесспорным. Очень часто под федерацией подразумевается государство, в каком при создании территориальных образований (субъектов федерации), где учитывается национальная (этническая) принадлежность населения. Однако представляется, что такая концепция многонациональных федераций считается слишком общей и даже не доскональной, так как она не учитывает многие особенности федеративных отношений в государствах такого типа.

Государства, в которых различные этнические общности, обладающие явными культурными различиями друг от друга, живут в основном сосредоточенно, занимая определенные регионы страны, могут стать многонациональными. Каждая из этих общностей составляет большую или существенную часть населения региона, которая исторически является их «малой родиной», но в целом занимает меньшинство в масштабах страны. Она наполняет территорию региона определенным символическим содержанием и считает его «своим», в то время как представители этнической группы также считают себя принадлежащими к этому пространству. Данное обстоятельство часто приводит к проявлениям регионального этнонационализма, основанного на претензиях этнического сообщества («титульной нации») о своем собственном национальном государстве, политической гегемонии в пределах исторически занимаемой территории [2].

Этнонационализм превращает региональные этнокультурные сообщества в этнополитические коллективы, какие представляют собой не просто статистические совокупности людей, которые разделяют общую культуру и живут на общей территории, но являются носителями групповых интересов и представителями консолидированной политической воли. В зарубежной литературе эти коллективы зачастую именуют «внутренними нациями» или «нациями без гражданства», а в конституционных актах государств - «народами» (Россия, Эфиопия), «нациями» (Канада), «национальностями» (Испания, Эфиопия), «общинами» (Кипр) «языковыми сообществами» (Бельгия) и др. [4].

Хотя отдельные исследователи отождествляют многонациональный федерализм с диктаторскими государствами и режимами советского типа (очевидно, ссылаясь на Советский Союз и Югославию), логика этого федерализма основана на классической идее мажоритарной демократии: этнополитическом сообществе, которое является государством меньшинство во всей стране становится большинством в конкретном регионе.

Следовательно, большинство населения имеет возможность определять государственную политику в определенных областях в соответствии со своими собственными идеями, хотя бы в пределах границ «собственного» региона.

Итак, многонациональную федерацию можно определить как федерацию, в структуре которой есть хотя бы один субъект, который является исторически сложившимся местом компактного проживания определенного этнополитического сообщества («внутренней нации»), имеющей явные культурные различия в населении других субъектов федерации (или остальной части федерации), свои собственные политические и правовые традиции и составляют большинство или существенную часть населения этого субъекта, что, в собственную очередь, выступает в качестве территориальной формы самоопределения для конкретного сообщества.

В мире много многонациональных федераций. Кроме России и Канады, к ним можно причислить Боснию, Герцеговину, Бельгию, Эфиопию, Индию,  и другие федерации. Признаки многонациональных федераций можно выявить в Пакистане, Малайзии и Ираке. Безусловно, черты многонационального федерализма есть в децентрализованных государствах, какие официально не объявляют себя федеральными, однако свободно применяют федеральный принцип при организации собственной территории. Данное дает многим зарубежным исследователям основания причислить Испанию, Великобританию, Южную Африку и некоторые другие страны к многонациональным федерациям.

Следовательно, ключевой особенностью, которая отличает многонациональные федерации от моноэтнических федераций, является наличие в таких государствах одной или нескольких этнополитических групп - «внутренних наций», для которых их федеральные образования действуют как форма реализации их права на самоопределение и признания их государственного статуса и политический. Отметим, что в многонациональной федерации разные нации существуют параллельно, расположенные на двух уровнях: государственная нация, формой самоопределения которой является федерация как целое суверенное государство и одна или несколько «внутренних наций», чье самоопределение выражается в несуверенных государственных образованиях - субъектах федерации, образованных на исторических территориях проживания этих этнополитических общностей (к последним могут относиться, например, Квебек в Канаде, Фландрия в Бельгии, Каталония и Страна Басков в Испании, Мизорам, Тамилнад Пенджаб, и некоторые прочие штаты Индии, большинство республик в Российской Федерации и др) [3].

В то же время многонациональные федерации характеризуются всеми правовыми аспектами федеративных государств. Тем не менее, многонациональный характер федерации оставляет значительный след на этих признаках. Например, М.И. Гаврилова выделяет пять важнейших правовых характеристик федераций: государство формируется из территорий субъектов федерации, которые имеют особый статус и ряд прав; федерация - это единство, обладает государственным суверенитетом; основные аспекты федеративных отношений закреплены в федеральной Конституцией; федеральные субъекты имеют определенные права и свои правовые системы; в парламенте есть палата, которая позволяет субъектам федерации участвовать в принятии национальных решений [1].

Отметим, что этот набор характеристик в основном отображает внешнюю сторону федераций (и это не совсем верно: например, наличие специальной палаты парламента для представления интересов субъектов федерации не характерно для всех федеральных государств), но не раскрывает существенную сторону федеративных отношений.

Таким образом, многонациональные федерации имеют все признаки, характерные для иных федераций. Однако наличие в их составе отдельных этнополитических общностей, обладающих своими субъектами, разрешает выделить данные федерации в особенный тип. Необходимо отметить, что сам этнический фактор не располагает самостоятельным значением в территориальной организации многонационального государства, однако он значителен как политический ресурс, применяемый в ходе «торга» элитными группами в «этническом регионе». Согласно данной причине наличие федеративных образований, сформированных на национальной (этнической) основе, является важным признаком для многонациональной федерации, однако не единственным и, по-видимому, не самым важным. Большую значимость как с политической, так и с конституционно-правовой точек зрения приобретает функционирование в государстве федеративных институтов, которые, как замечает М.Х. Фарукшин, должны быть направлены, с одной стороны, на «реализацию коренных интересов этнических групп», а с другой – на «интеграцию этих групп в едином и стабильном обществе на базе общегражданской идентичности»[2]. С политической и конституционной точки зрения, в государстве функционируют федеральные институты, какие, по мнению А.Н. Молчанова с одной стороны должны быть направлены на реализации фундаментальных интересов этнических групп, а с иной стремится к интеграции данных групп в единое и стабильное общество, основанное на общей гражданской идентичности. Особенности функционирования этих институтов устанавливают особенности многонациональных федераций, что отражается в их конституционных характеристиках.


Список литературы

  1. Гаврилова М.И. Российский федерализм на современном этапе / М.И. Гаврилова // Молодой ученый.  – 2017. – №2. – С.302-304.
  2. Мочалов А.Н. Многонациональный федерализм как конституционно-правовая категория / А.Н. Молчанов //Конституционное и муниципальное право. – 2019. – №3. – С.13-18.
  3. Палермо Ф. Территории, меньшинства и «право владения»: взгляд в прошлое и путь в будущее / Ф. Палермо // Российский юридический журнал. – 2017. – №6. – С.49–69.
  4. Старостина И.А. Политико-правовые проблемы этнического федерализма на пути формирования стратегии национального развития России: конституционно-правовые аспекты / И.А. Старостина // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – №11. – С.47–49.
0
Ваша оценка: Пусто