Этико-правовые аспекты применения бэби-боксов

Бойцова Юлия Александровна,
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» МО РФ, г.Санкт-Петербург

 

В работе акушеров-гинекологов чрезвычайно важно знание этико-правовых и судебно-медицинских аспектов,  касающихся деонтологии, врачебной тайны, усыновления [2]. Первая попытка легализации анонимного оставления ребенка в бэби-боксах в России была предпринята несколько лет назад – 21 сентября 2011 года в Государственную Думу был внесён  законопроект № 603961-5 «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» и отдельные законодательные акты в части создания специализированных мест для анонимного оставления ребёнка. Однако предлагаемый  подход к нормативному регулированию деятельности по установке и эксплуатации бэби-боксов вызывал ряд вопросов, проблема анонимного оставления ребенка  является на данный момент одной из главных в сфере охраны семьи и детства.

Цель работы: рассмотреть этико-правовые аспекты применения бэби-боксов.

Бэби-боксы — специально оборудованные места в медицинском учреждении, где можно оставить новорожденного. Подобные «окна жизни» были созданы еще в Средневековье в формате «колеса подкидышей» - вращающегося цилиндрического устройства, вмонтированного в наружную стену здания церкви. Во Франции в 19 веке насчитывалось свыше 250 «вертушек для подкидышей». Около 15 лет назад бэби-боксы обрели вторую жизнь практически во всех европейских странах. С 2011 по 2015 год «окна жизни» были установлены в 13 регионах России.

28 сентября 2016 Правительство РФ дало официальный положительный отзыв на законопроект о запрете бэби-боксов на территории России, предусматривающий запрет на создание и содержание специализированных мест для анонимного оставления ребенка и административную ответственность за это. Использование технологии бэби-боксов вызывает дискредитацию семейных ценностей, навсегда нарушается право ребенка на идентичность, право знать биологических родителей, может нарушаться право отца на воспитание своего ребенка [1]. Кроме того, может возрасти число отказов от новорожденных: бэби-бокс создает лишь  иллюзию  гуманного решения проблемы. Действующее законодательство позволяет матери отказаться от ребёнка и оставить его в роддоме, но при этом у специалистов есть возможность поработать с «отказницей». Оставление же младенца в «окне жизни» не даёт возможности профилактики социального сиротства, также значительно повышен риск торговли детьми и иных сделок с ними, так как контроль за бэби-боксами невозможен. Следует отметить, что ст. 19.1 Федерального Закона от 15.11.1997 №143 предусмотрена возможность анонимного оставления матерью ребёнка в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов. В этом случае составляется «Акт об оставлении ребёнка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность…» Такая процедура не приведет к отсутствию учета новорожденных, однако в любом случае необходимо повышать правовую культуру граждан, чтобы избежать инфантицидов. Кроме того, использование на практике данной технологии не прививает молодым матерям гражданскую ответственность, ведь анонимное оставление – это полная безнаказанность и отсутствие помощи ребенку, невозможность вернуть его в родную семью: передумавшей женщине будет сложно вернуть своего ребёнка, так как необходимо будет доказать свои права на него.

Одним из решений данной проблемы было бы создание специализированных многопрофильных  кризисных центров, где потенциальная «кукушка» могла бы получить помощь психологов, врачей, представителей органов социальной защиты и службы занятости, юристов и с их помощью предотвратить причины, которые влекут за собой оставление новорожденного. Чаще всего таковыми являются материальное и семейное неблагополучие.

Выводы. Несмотря на то, что бэби-боксы созданы для сохранения жизни новорожденным и данную функцию они выполнять способны, их применение противоречит семейным и нравственным ценностям, нарушается право  ребенка на идентичность, право знать биологических родителей. Необходимо создавать условия для масштабной профилактики социального сиротства и решать проблемы на уровне социального климата  нашего общества, вместо того чтобы делать попытки его «гуманизации» и пропагандировать анонимность и безнаказанность.
 


Литература

  1. Айламазян Э.К., Цвелёв Ю.В. Права пациента, медицинская этика и юридическая ответственность акушеров-гинекологов (итоги дискуссии) / Э.К. Айламазян, Ю.В. Цвелев // Журнал акушерства и женских болезней. - 2005. -  Т.LIV. - № 4. -  С. 93-99.
  2. Информация о Постановлении ЕСПЧ от 25.09.2012 по делу «Годелли (Godelli) против Италии» (жалоба №33783/09) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. - 2013. -  №2.
0
Ваша оценка: Пусто