Этапы развития нормативно-правового регулирования местного самоуправления

Козина Ангелина Петровна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

 

Подписав 28 февраля 1998 года Европейскую хартию местного самоуправления, Российская Федерация еще раз подчеркнула свою направленность на укрепление основ демократического строя. И в 2003 году приняла  131 федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. В котором Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя и определяется  как “форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций” [1]. Изучение власти на местах дает возможность говорить о том, что в ней сочетаются как государственные, так и общественные потребности. Анализ данных взаимоотношений позволит органам местного самоуправления эффективней осуществлять свою деятельность. Особую актуальность данной проблемы подчеркивает тот факт, что деятельность местных сообществ зависит от инициативы населения. Отсутствие самоуправления в системе местного самоуправления России И.Г. Мачульская видит, как в отсутствии гражданского общества, так и в желании власти подчинить себе органы местного самоуправления. «Самоуправление создать «сверху», даже на основе конституционного акта, невозможно, - делает вывод исследователь. -Оно может возникнуть только по инициативе населения, согласно его потребностям и интересам. Если их нет, нет и самоуправления» [5]. Один из способов решения данной проблемы — это анализ истории развития местного самоуправления.

1 этап: 1682-1855.

Данный этап характеризуется Петровскими и Екатерининскими реформами. В 1708 году Петр I подписывает указ об учреждении губерний и расписывает к ним часть прилежащих городов, этим он зарождает элементы земской модели местного самоуправления. Из-за слабой налоговой системы (воеводы не справлялись со сбором налогов на уровне города) была введена губернская реформа, что разделяла государство на 8, а затем на 11 губерний с губернатором во главе для обеспечения нужд армии. Затем Петр I понял необходимость развития административно-территориального деления и переход от военных нужд к гражданской жизни. Вследствие чего разделил судебные и административные органы. Модель местного самоуправления только начинает зарождаться, но она полностью подчинена государству. «В той же губернии кроме вышеписанных городов, города: Ямбург, Копорье отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.» [2]

Екатерина II старалась еще больше укрепить свою власть, вследствие чего все реформы были направлены на усиление вертикали власти. Хоть и были созданы органы местного самоуправления на уровне города, а так же введены выборные должности, занимались они мелкими делами. Главные управленческие и надзорные функции остались за губернаторами и квартальными надзирателями. Административная реформа позволила расширить круг губерний, теперь их не 23, а 52. Это значит, что местная власть усилилась, а вместе с ней и число контролирующих органов. Губернатор, например, управлял конкретной губернией и назначался личным императорским указом. Грамота 1785г завершила процесс возвышения дворянского сословия. Теперь дворяне становились сплоченным обществом и через своих представителей управляли делами уезда, а именно полиция и администрация находились в руках нижнего земского суда.

Реформы Екатерины II положили начало в развитии местного самоуправления. Экономические и политические проблемы побудили власть разделить империю на отдельные части для сбора налогов и подавления гнева населения.

2 этап: 1855-1917.

Данная система местного самоуправления оставалась неизменной вплоть до Александра II. Из-за назначаемости чиновников из Петербурга на местах не знали о нуждах населения, а так же направить революционную энергию людей в конструктивное русло для решения проблем местного самоуправления. Подписав положение, император назначил орган – земства. К основным функциям относилось удовлетворение нужд населения, а так же распределение земельных наделов и повинностей.

Городской реформой 1870 года были созданы всесословные органы местного самоуправления, а выборы в думу имели избирательный ценз “Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при следующих условиях:

  1. если он Русский подданный;
  2. если ему не менее двадцати пяти лет от рождения;
  3. если он, при этих двух условиях, владеет в городских пределах (ст. 4), на праве собственности, недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому…
  4. если на нем не числится недоимок по городским сборам” [ 3].

Также реформа ввела новые учреждения - городское общественное самоуправление, к функциям которого относится попечение и распоряжения по городскому хозяйству и благоустройству, но компетенция органа была ограничена местными вопросами, круг которых контролировался вертикалью власти. Рассматривая данные реформы нужно понимать их ограниченность, вся самостоятельность сводилась к принятию незначительных решений для города. Губернаторы наделялись правом полной отмены любого решения или утверждения его.

Данная система оставалась неизменной вплоть до 1917 года. В основу организации власти на местах был заложен принцип единстве советов. Теперь орган местного самоуправления являлся структурной частью единого централизованного государственного аппарата.

3 этап: современная Россия.

С принятием конституции 1993 года Российская Федерация становится на путь развития законодательства о местном самоуправлении. Почти за 20-ти летнюю историю развития законодательства России было принято два федеральных закона о местном самоуправлении.

Исходя из того, что 154-ФЗ был принят в 1995 году, во время становления местной власти, а 131 уже спустя 13 лет в 2002 году. Только на основании этого факта можно сделать вывод что 131 закон является новым с четко описанными принципами управления. Также в нем больше глав, это значит, интерес законодателя вырос за последнее время. Например, сравнив подход к определению муниципального образования, где 154 выделяет как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления» [4], а 131 как «городское ли сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения» [1]. Это различие существенно влияет на организационную структуру, так как в 154 не учтена проблема дифференциации исходя их особенностей (традиций, населения и т.д.)

В 131-ФЗ формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления шире. Добавлены такие формы как: голосование по отзыву депутатов, члена выборного органа местного самоуправления; публичные слушания; конференция граждан; опрос.

И бюджетная деятельность органов местного самоуправления в 131-ФЗ описана гораздо полнее, так доходам посвящены несколько статей 55-59, а 154-ФЗ одна 36. Отдельная глава говорит о межмуниципальном содружестве, а в 154 лишь статья 10.

Во многом гражданский кодекс регулирует имущественные отношения в муниципальном образовании. Выделяет такие ограниченные вещные права как хозяйственное ведение и оперативное управление. Муниципальное образование, от своего имени основываясь на нормах гражданского права вправе передавать имущество во временное владение, а так же продавать и совершать иные сделки, за исключением дарения.

Все это говорит о том, что Российская Федерация постепенно пытается оптимизировать систему управления. Начиная с Петровских времен, и по сей день система местного самоуправления России прогрессивно развивается.
 


Список литературы:

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ [электронный ресурс] Доступ из справочной системы консультант.
  2. Указ об учреждении губерний и о росписании к ним городов от 18 декабря 1708 г. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gub1708.htm
  3. Городовое положение от 16 июня 1870 г. http://www.hrono.info/dokum/1800dok/18700616.php
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 года г. № 154-ФЗ [электронный ресурс] Доступ из справочной системы консультант
  5. Мачульская И.Г. Институционализация местного самоуправления в системе власти Российской Федерации. Дисс…канд.юр.наук. М., 2001.
     
0
Ваша оценка: Пусто