Экологическое движение в постсоветский период

Боголюбов Егор Андреевич,
Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

 

На новый уровень экологическое движение вышло в 1991 году после распада СССР. Тогда появились новые методы взаимодействия с властью и новые организационно-правовые формы деятельности экологических организаций. Нормативной базой стало складывающееся российское законодательство, а именно федеральные законы: «О животном мире», «Об общественных объединениях», «Об экологической экспертизе», 6 «О некоммерческих организациях» и др. Благодаря этим и другим законам у экологов появились новые механизмы правовой защиты как общественные экспертизы, общественные слушания, отстаивание интересов в суде. Законотворческие инициативы и инициативы референдумов давали возможность поднимать экологическую проблему на новый уровень и  в то же время  предлагать конкретные пути ее решения.

Следствием этого стал успех референдума против Костромской АЭС в 1995 году. Затем последовала попытка проведения всероссийского референдума в 2000 году, целью которого было восстановление Госкомэкологии и запрет ввоза радиоактивных отходов. Официальная причина отказа в его проведение заключалась в следующем – для проведения референдума надо было собрать 2 млн. подписей, с августа по октябрь 2000 года в 62 субъектах РФ. Было собрано 2,5 млн. подписей, из которых 600 тыс. ЦИКом было объявлено недействительными. Решение ЦИК Верховный Суд РФ оставил в силе, хотя фальсификация такого количества подписей сомнительна. Следующим ответным шагом властей стало изменение законодательства о референдуме.

Помимо этого продолжались и протестные акции. Изменяются источники финансирования экологических организаций, привлекается западная финансовая поддержка в виде грантов от различного рода благотворительных фондов, технические и организационные ресурсы. Кроме того, экологи продолжают сотрудничать с политическим партиями.

После 1993 года экологические организации начали рассредоточиваться по различным аспектам экологии (например, против  ввоза радиоактивных отходов), усилилось предание экологическому движению международного характера.

На территории России начинают свою работу международные экологические организации: в 1992 году образовался Гринпис России, в 1994 году открылось российское представительство Всемирного фонда дикой природы. Свои представительства в России открывают и другие международные природоохранные организации: Международный союз охраны природы, Комитет ЮНЕСКО по программе «Человек и биосфера» и некоторые другие. Эти представительства действуют в рамках программ своих организаций, как правило, под эгидой различных международных соглашений с участием российской стороны. Международный Зеленый Крестбыл создан в ходе Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, отделение в России было создано в 1994 году.

Также стоит отметить, что Российская Федерация принимала активное участие в работе международных конференций в области экологии. Примером может послужить проведенное в 1992 году в Рио-де-Жанейро очередное заседание международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). В хоте ее работы был принят ряд документов, ставивших своей целью реализацию идеи устойчивого развития мирового сообщества: «Декларация Рио по окружающей среде и развитию», «Повестка дня на XXI век», «Рамочная конвенция по изменению климата», «Конвенция о биоразнообразии», «Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов». В «Повестке дня на XXI век» правительствам стран-участников было рекомендовано принять национальную стратегию устойчивого развития на основе решений МКОСР-92 – обеспечение социально надежного экономического развития, осуществление мероприятий по охране ресурсов, окружающей среды в интересах будущих поколений. Россия подписала все принятые на заседании МКОСР документы.

Известный общественный и политический деятель А.В. Яблоков добавляет к этому периоду предание особого значения защите конституционных экологических прав, рост взаимодействия правозащитного и экологического движения, увеличение числа экологических НПО и спектра их программ.

Экологические организации, существующие в форме отдельных  некоммерческих общественных организаций, деятельность которых дифференцирована по различным направлениям в целях устранения некой разрозненности и  объединения различных  экологических организаций создают  экологические сообщества, что и позволяет применять по отношению к данным организациям в совокупности  термин экологические движение.  Ярким примером тому послужит функционирование в настоящее время сообщества общественных экологических организаций России «Зеленое содружество»  и Конструктивно-экологического движения России «Кедр».

Особую значимость на этом этапе приобретает сетевое устройство движения. Наиболее крупные общефедеральные и региональные организации получают гранты на проекты, к осуществлению которых подключаются местные экологические НПО. Это способствует разрешению конкретных локальных проблем и поддержке местных экологических инициатив.

Начиная со второй половины 90-х годов, экологические организации переходят к более близким и регулярным контактам непосредственно с населением. Начали открываться линии «зеленых телефонов», чтобы население могло обратиться к ним за помощью в случаях экологических нарушений. Они стремились расширить свое влияние и найти партнеров в лице других социальных институтов, прежде всего, наладить контакты с региональным и местным бизнесом, школами, вузами, учреждениями дополнительного образования.

По мнению А.В. Яблокова дальнейшая деятельность экологических организаций  должна быть направлена на  усиление их самостоятельности, ослабление пресса власти путем перехода к незарегистрированной форме организации, волонтерского движения, развития сетевого взаимодействия, поиска массовой поддержки зеленой (экологической) идеологии на основе пробуждения экологического самосознания.

В настоящее время наблюдается активизация роли государства в области экологического развития  и охраны среды. Примером тому является  принятие «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», осуществление таких программ,  как  Государственная экологическая доктрина и  Год охраны среды. В то же время в рамках проводимой государственной политики, в том числе по отношению к экологическим организациям, наблюдается некий диссонанс, вызванный с одной стороны отнесением охраны окружающей среды и защиты животных к социально значимым проектам, с другой стороны признанием множества  эко НПО – иностранными агентами, занимающимися политической деятельностью с обоснованием их  цели деятельности как «Воздействие на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики», а видов деятельности «Проведение публичных мероприятий и формирование общественного мнения». При этом  в соответствии с п. 6 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» к политической деятельности не относится деятельность в области защиты растительного и животного мира.

Думается  оказание  серьезной государственной финансовой поддержки  экологических организаций, занимающихся социально-ориентированной деятельностью в сфере охраны окружающей среды и защиты животных позволит исключить иностранный источник финансирования  эко НПО, наладить  конструктивное сотрудничество в данной области и  создаст благоприятную среду для  развития деятельности  экологических организаций.

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (2 голосов)