Эффективность форм демократии на уровне местного самоуправления

Караманова Адина Максутовна
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», группа 207-ю

 

Согласно ст. 3,32,130 Конституции РФ граждане обладают правом осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления на местном референдуме, пользоваться активным и пассивным избирательным правом при формировании органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления[1].

А это значит, что участие в осуществлении местного самоуправления гарант консультативной формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления.

Для изучения эффективности форм демократии на уровне местного самоуправления, был проведен социологический опрос 38 студентов заочной формы Омской юридической академии, которые на момент проведения опроса не изучали дисциплину - муниципальное право.

 В настоящее время мнения граждан существенно различаются. Эффективными гарантиями реализации права граждан на осуществление местного самоуправления респонденты считают прокуратуру, суд, высшее должностное лицо местного самоуправления. Социологическая выборка показывает желание в выборе защиты своих прав на осуществлении местного самоуправления. В случае их нарушения на первом месте стоит прокуратура и суд – 31%, глава местного самоуправления – 26%, губернатор и уполномоченный по правам человека – 0,5%.

Проведя данное исследование, мы столкнулись с проблемой низкой правовой активности даже на уровне местного самоуправления. Так, например, на вопрос «реализуют ли свое право в осуществлении местного самоуправления» – отрицательно ответили 57% респондентов. Правовая активность граждан – это их энергичная деятельность в сфере права, которая характеризуется следующими признаками: во-первых, это всегда свободное правомерное поведение; во-вторых, она характеризуется активным взаимодействием с правом, выражающемся в активном участии во всех сферах общественной деятельности, а также в процессе становления законодательной базы в государстве; в-третьих,  правовая активность граждан содержит психологическую готовность к общению с правом[2]. Что может являться причиной низкой правовой активности?

  1. Низкая правовая культура граждан.
  2. Нежелание что-либо изменить.
  3. Пренебрежение правом.
  4. Волокита с реализацией данного права.
  5. Неосведомленность о проводимых мероприятиях.

Социологическое исследование, позволило выявить, что 10% респондентов, не реализующих свое право в осуществлении местного самоуправления, никогда не слышали о мероприятиях, проводимых органами местного самоуправления; 40% – не интересуются данными вопросами и 50% – слышали, но не участвовали.

Но есть и те граждане, что входят в 43%, реализующие данное право. Этой части граждан был поставлен вопрос, – какие формы консультативной демократии они использовали. Самой популярной формой стал опрос. В нем участвовали  – 25% опрошенных респондентов, на сходе граждан – 22%, в муниципальных выборах – 18%, собраниях – 11%, принимали участие в составе инициативной группы по выдвижению правотворческой инициативы, участвовали в местном референдуме –7%, в публичных слушаниях и конференциях – 3%.

Почему самой популярной формой демократии стал опрос?

Для начала разберемся с понятием опроса и его методами.

Опрос – это институт муниципального права, который регламентирован Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Методы проведения опроса:

  1. Поквартирный (подомовой) обход граждан;
  2. На собраниях и сходах граждан;
  3. По месту работы в свободное от работы время;
  4. На улицах, по телефону;
  5. В учреждениях образования, лечебных учреждениях[3].

Отталкиваясь от методов проведения опроса, можно заметить, что участие в опросе не затрудняет граждан – отнимает минимальное количество времени, просто в осуществлении, а также опрашиваемым гражданам предлагается три варианта ответа: «за», «против», «воздерживаюсь», что не требует специальной подготовки (изучения дополнительной информации). Поэтому, на мой взгляд, опрос является самой распространенной формой осуществления своих прав в сфере местного самоуправления.

Опрос применяется для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения, и выносятся вопросы местного значения[4].

По мнению опрашиваемых граждан, на всеобщее обсуждение должны выноситься любые вопросы, касающиеся всех жителей муниципального образования – 65%, вопросы территориального значения – 31%, вопросы, касающиеся организации местного самоуправления – 23%, затруднились дать ответ – 5%.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что граждане хотят быть услышанными и принимать решения по любым вопросам, касающихся всех жителей. Для этого нужно упростить процедуру проведения опроса. Так, например, можно проводить опрос населения в электронной форме, благодаря гаджетам, мобильным приложениям или просто используя сеть «Интернет».

Респондентам был задан соответствующий вопрос о возможности использования электронной формы для реализации права населения в осуществлении местного самоуправления. 68% опрашиваемых ответили, что использовали бы такую возможность и активно пользовались ей, при этом 29% выступили за традиционную форму проведения опроса (письменную) и 5% затруднились ответить.

Я считаю уместным оставить традиционную форму проведения опроса, а также добавить в один из методов проведения опроса электронную форму.

 Хочу отметить следующую проблему, в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части регулирования вопросов непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления: ни в одной из форм непосредственной демократии, предусмотренной главой 5 ФЗ от 6 октября 2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не закреплено право гражданина участвовать в собрании, конференции, публичных слушаниях и т.п.

Есть ли у населения такое право? Представляется, что право есть, но реализуется оно в полной мере, лишь, когда санкционировано органами местного самоуправления. Таковы особенности практики осуществления права граждан на местное самоуправление.

Гражданам предлагался вопрос о том, как они понимают их право на правотворческую инициативу. В Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено не право гражданина, а право граждан, т.к. с правотворческой инициативой может выступать инициативная группа граждан, не превышающая 3% от числа жителей муниципального образования, обладающая избирательным правом. В этом заключается смысл публичного права. Мнения граждан по этому поводу сильно расходятся.

Из всего количества опрошенных, 44% определили наиболее верное понятие правотворческой инициативы, как право инициировать принятие правовых актов на местном уровне; 38% отметили правотворческую инициативу, как право участия в процессе принятия муниципального правового акта; 10% – право влиять на содержание муниципального правового акта; 15% – право участвовать в местном самоуправлении.

Правотворческая инициатива – это часть института участия граждан в управлении делами государства. Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не дает понятия правотворческой инициативы. Анализ муниципальных правовых актов показывает, что правотворческая инициатива – это форма осуществления местного самоуправления посредством внесения гражданами проектов правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления.

Можно было бы согласиться с тем, что правотворческая инициатива – это право населения муниципального образования участвовать в разработке и обсуждении местных нормативных актов [5].

Однако, право на участие в обсуждении и нормативно – правовых актов разительно отличается от права на внесение проектов таких актов. Сложность заключается в самом процессе формирования проекта правового акта. Законопроект должен соответствовать Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 2003 г  № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления», конституции субъекта, законам субъекта, муниципальным правовым актам, уставу муниципального образования. Способы ли граждане подготовить такой проект, без юридической помощи? Трудно дать однозначный ответ.

Помимо этого, неясным остается вопрос: кто будет возмещать материальные и финансовые затраты, связанные с подготовкой проекта муниципального правового акта, внесенного инициативной группой граждан?

До сих пор граждане недостаточно осведомлены о механизме реализации правотворческой инициативы. Определенной части граждан  3% – неведомо содержание права на правотворческую инициативу, но многие 74% респондентов – частично знакомы с механизмом правотворческой инициативы. А вот –3% – все–таки считают, что хорошо разбираются в порядке реализации правотворческой инициативы. Но 21% так и не смогли охарактеризовать суть этого права, затруднившись ответить.

Правотворческая инициатива граждан является сложной формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении населением местного самоуправления, поскольку включает в себя ряд норм, закрепленных в институтах конституционного права. Данное право обеспечивает людям возможность самостоятельно формировать правовые нормы, что обусловит взаимодействие органов местного самоуправления с институтами гражданского общества.

Говоря об эффективности форм демократии на уровне местного самоуправления, можно заметить, что эффективность непосредственной демократии, исходя из результатов опроса, находится на низком уровне. На мой взгляд, для повышения уровня эффективности следует: во–первых, прибегнуть к новым методам изучения мнения граждан путем использования гаджетов и информационных технологий; во–вторых, изменить механизм правотворческой инициативы до более примитивного уровня. Дабы инициативная группа граждан могла самостоятельно, без помощи разрабатывать проекты правовых актов; в–третьих, активная пропаганда поднятия правовой культуры.

Библиографический список

1. Беликов П.П., Гребенникова А.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131–ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления». [5]

2. Муниципальное право Российской Федерации (2–е издание) [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров/ Л.П. Волкова [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016. – 424 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57131.html. – ЭБС «IPRbooks». [2]

3. Муниципальное право [Текст] : учебник / А. Г. Быкова, А. В. Быков, О.М. Гвоздев; ООО «Ай Пи Эр Медиа», 2017.–66 c., 265 с. [1] ,[3]

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ // Справочно–правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный.


[1] Муниципальное право [Текст] : учебник / А. Г. Быкова, А. В. Быков, О. М. Гвоздев; ООО «Ай Пи Эр Медиа», 2017. – 66 с.

[2] Муниципальное право Российской Федерации (2-е издание) [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров/ Л.П. Волкова [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016. – 424 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57131.html. – ЭБС «IPRbooks».

[3] Муниципальное право [Текст] : учебник / А. Г. Быкова, А. В. Быков, О.М. Гвоздев; ООО «Ай Пи Эр Медиа», 2017. – 265 с.

[4] Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный.

[5] Беликов П.П., Гребенникова А.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления».

 

0
Ваша оценка: Пусто