Допустима ли реклама в адвокатской деятельности?

Стеба Алёна Михайловна
Омская юридическая академия, г. Омск

 

Адвокатура – один из самых значимых социально-правовых институтов современного мира, а также, существенная часть рынка профессиональной юридической помощи. И, как любая рыночная фигура, адвокатская деятельность предполагает рекламирование. Но насколько правомерна эта реклама, и всякая ли реклама может использоваться адвокатскими объединениями? Попробуем это выяснить в данной статье, анализируя действующее законодательство.

Данный вопрос является достаточно противоречивым и, на самом деле, почти все фирмы, осуществляющие адвокатскую деятельность, так или иначе рекламируют себя.

Следует отметить, что в действующем российском законодательстве прямой запрет на распространение адвокатской рекламы отсутствует. Если обратиться к Кодексу профессиональной этики адвоката, а именно статье 17, можно выделить определенные ограничения предоставляемых сведений об адвокате (адвокатском образовании), но термин «реклама» все же не упоминается. При анализе Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ, в соответствии с которым, «рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» [7, ст. 2], можно сделать вывод о том, что реклама адвокатской деятельности в РФ все же не допустима. Аргументировать это можно тем, что основной характеристикой рекламы, которая позволяет отграничить ее от информации иного рода, является ее цель, а именно: «рекламной признается только та информация, которая связана с осуществлением предпринимательской деятельности и направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке». В то время как в силу прямого указания Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность не является предпринимательской [6, п. 2 ст. 1].

Закон о рекламе также указывает, что он не распространяется на объявления физических или юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [7, п. 6 ст. 2]. А поскольку адвокатская деятельность не является предпринимательской, следовательно, действие Закона о рекламе не должно на неё распространяться.

Конечно, речь идет только об «искусственно созданной» рекламе. Никто не станет осуждать адвоката за его фактические заслуги, за разрешение сложных и «громких» дел, за его опыт. Такие выводы можно сделать из того, что отношения доверителя и адвоката должны быть основаны на личном доверии, на уверенности доверителя, что выбранный им адвокат по своим умениям и  качествам способен обеспечить качественную защиту интересов и прав доверителя. Поэтому различные приемы «искусственного» привлечения людей путем разного рода публикаций, рассылки писем с предложением помощи и тому подобное - недопустимы. Это же касается и таких дерзких рекламных обещаний, как «Гарантируем 100%-ный результат». Заявления  по типу «Первые судебные представители» или вывеска «Выиграем любое ваше дело» в соседнем от суда здании, не должны быть нормальным явлением для адвокатов. Информация должна быть, прежде всего, достоверной и подкрепляться фактами. Не говоря уже о грубых «рейтингах» в адвокатской рекламе, вроде «Лучший специалист» или  «№ 1 среди адвокатов». Образ судьи и судебных атрибутов в рекламе адвокатов также имеет множество противоречий. Получается так, что судебная система как бы подстроена под адвокатов, в связи с чем возникают ассоциации с коррупцией. Людям кажется, что этот самый «лучший адвокат» сделает все на высшем уровне не потому что  у него за плечами множество разрешенных дел, а потому что он имеет какие-либо договоренности с судьей, а это, естественно, неприемлемо.

Если говорить о рекламе, которая может использоваться адвокатами, считаю возможным упоминание об их профессиональной деятельности и заслугах, не умаляющие честь и достоинство других адвокатов и их образований. Большое значение имеет и форма, в которой подается информация. Она должна соответствовать пункту 1 статьи 4 Кодекса профессиональной этики адвоката, в соответствии с которыми адвокаты при любых обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии. Помимо этого, пункт 4 статьи 4 обязывает адвоката соблюдать сложившиеся в адвокатуре обычаи и традиции, соответствующие общим принципам нравственности в обществе [3]. В соответствии с этими положениями, при размещении информации адвокату следует воздержаться от использования таких форм, которые не отвечают престижу профессии. Например, размещение объявлений на подъездах, транспортных средствах, заборах, мусоропроводах, распространение листовок, а также использования механизма «спама».

Для наглядности хочу обратиться к судебной практике. Так, в 2006 году Советом Адвокатской палаты г. Москвы было рассмотрено дело адвоката, который, оказывая правовую помощь гражданам, вместо получения гонорара за свою работу, предложил им распространить рекламные объявления. В предложенных рекламных материалах указывалась информация, содержащая оценочные характеристики адвоката, заявления и намеки, способные ввести в заблуждение потенциальных доверителей, а также его регистрационный номер. Эти рекламные объявления распространялись в общественном транспорте и районных судах г. Москвы. Данная ситуация привела к прекращению статуса адвоката. [5, п.3]

Таким образом, можно сделaть вывод о том, что термин «реклама» не совсем применим по отношению к адвокатской деятельности. Это во многом обуславливается пробелами в законодательстве, недостаточным количеством информации о рекламной деятельности и противоречиями в установленных нормах. И, как мне кaжется, для разрешения вопроса о правомерности рекламы адвоката и адвокатской деятельности было бы разумно заменить понятие «рекламы» адвоката на «информaцию» по осуществлению адвокатской деятельности, которая не содержала бы навязчивых  и, зачастую, лишних сведений рекламного характера.

Необходимой мерой считаю выработку рекомендaций адвокатскому сообществу по поводу практики размещения информации об адвокате и адвокатской деятельности, с целью предотвратить  спорные и противоречивые ситуации.


Список использованной литературы

  1. Авакян Е.Г. О назревших поправках в ст. 17 КПЭА//Адвокатская газета. Режим доступа к журн. URL: https://www.advgazeta.ru. 15.08.2018
  2. Богданова И. С. К вопросу о допустимости рекламы адвокатской деятельности//Адвокат. 2012. №8
  3. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 20.04.2017), ст. 4, ст. 17.
  4. Мозолев В. В. Миф о рекламе адвокатских услуг//Реклама и право. 2006. № 2
  5. Обзор дисциплинарной практики Совета Адвокатской палаты г. Москвы (по состоянию на 29.08.2006) // СПС «КонсультантПлюс»
  6. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ (последняя редакция), ст.1.
  7. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция), ст. 2.
1
Ваша оценка: Пусто Средняя: 1 (1 голос)