Авторское право, как объект защиты от незаконного распространения и копирования музыкальных произведений в сети Интернет

Заворовский Иван Алексеевич
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет» г. Омск

 

В современном обществе, четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) [2] является основным документом, позволяющим правообладателям отстаивать свои права. В период с 2008 до 2015 год в судебной практике наблюдался устойчивый рост гражданских дел, связанных с защитой прав автора в области музыкальных произведений [5, с. 14]. Но, с 2016 года мы наблюдаем тенденцию к уменьшению таких дел в судах, связано это с тем, что изменения, внесённые в ГК РФ, начали давать положительные результаты.[4, с. 7-9]

В виду стремительного развития сети Интернет и средств связи, проблема обеспечения эффективной защиты и охраны авторского права в области музыкальных произведений, является глобальной для современного общества. Ещё раньше, человечество слушало музыкальные произведения на пластинках и кассетах, и незаконное использование авторского права имело сугубо бытовой характер или мелкомасштабный, а теперь, в век технического прогресса, когда музыка превратилась в набор нулей и единиц, она может копироваться бесконтрольно и беспрепятственно. Изо дня в день, число пользователей сети Интернет увеличивается, ввиду этого, возникает проблема невозможности проводить качественный контроль, направленный на легальное распространение музыкальных произведений среди людей. Хоть в России и функционируют, такие организации, как РАО, ВОИС или другие аккредитованные в этой сфере организации, задача которых, в том числе, состоит в установлении нелегального распространения музыкального контента. Однако на данном этапе, остановить обмен музыкальными произведениями, также как и, распространение информации в сети Интернет невозможно, поэтому действия таких организаций как РАО или ВОИС носят эпизодический характер. Попытки, связанные с блокировкой сегментов Интернета, для ограничения распространения музыкальных произведений Роскомнадзором, могут привести, на наш взгляд, к «застою» на пути научно-технического прогресса. В последнее время интеллектуальная собственность в сети Интернет, стала «яблоком раздора» для правообладателей и пользователей. Существует целый ряд проблем в области распространения музыкальных произведений в сети Интернет, которые необходимо:

Во-первых, проблема, связанная с тем, что при опубликовании в сети Интернет музыкальных произведений, у авторов, нет возможности отследить количество скачиваний его произведений. [3, с. 65] Следовательно, нет четкого понимания, где и когда, а также в каких количествах используется его авторское право потребителем. Что следом влечёт за собой, проблему, финансового расчёта, за использование музыкальных композиций автора.

Во-вторых, объекты музыкального творчества автора, размещенные в сети Интернет, полностью сохраняют свои качественные и технические характеристики, вне зависимости, оригинал ли это, или копия. Так как, от количества перекопированния произведения, его физические свойства не меняются и остаются в таком же состояние, в каком автор его записал в звуковой студии [6, с. 100-110]. Поэтому автору для доказательства своих прав на данное произведение и его блокирования, теперь необходимо было предоставить не просто письмо для подтверждения факта авторства на произведение, но и существенных доказательств.

До 2008 года, в Российской Федерации наблюдались пробелы на законодательном уровне в данной области правоотношений, ввиду действия закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», который был принят в 1993 году, и требовал к началу 2000-х годов существенного пересмотра. Данную проблему, в своих трудах, также отмечал А. С. Кемрадж, он указывал, что «в Российской Федерации создана устойчивая система законодательных актов, направленных на охрану результатов творческой деятельности и средств индивидуализации, однако ни один из этих актов не содержит характеристики особенностей существования объектов интеллектуальной собственности именно в сети Интернет. Налицо пробел в законодательстве, не успевание последнего за стремительным развитием такого рода явлений... Ни в законодательстве Российской Федерации, ни в действующих на её территории подзаконных актах не определено правовое положение музыкальных произведений, способы их использования и защиты» [1, с. 61].

Ввиду сложившейся потребности, в 2011 году были внесены поправки и дополнения в ГК РФ, а также в 2019 году, был доработан ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [7], который помог четче следить за соблюдением авторского права на музыкальные произведения в сети Интернет. Теперь владелец ресурса, на котором размещен незаконный контент, обязан удалять и блокировать материал, по запросу автора или лица, уполномоченного и обладающего правами автора. В случае нарушения или отказа от добровольной блокировки, правообладатель обращается в Роскомнадзор, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие объекты или информацию о них. Внесение изменения и поправки в ГК РФ и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно статистике судебной практики, если взять период с 1 полугодия 2017 года по 1-ое полугодие 2019 года, наблюдается снижение числа дел в данной области. [5]

В результате рассмотрения данных статистики о делах по защите авторских прав, которые были рассмотрены судами общей юрисдикции, можно сделать вывод, что в 1-ом полугодии 2019 года количество дел данной категории, производство по которым было окончено, снизилось по сравнению с аналогичными показателями за 2017 - 2018 годы.

В 2017 году с вынесением решения было рассмотрено 387 дел (в том числе с удовлетворением требования - 196 дел), в 2018 году – 345 дел (из них с удовлетворением требования - 155 дел), то в 2019 году с вынесением решения рассмотрено 301 дело этой категории (в том числе с удовлетворением требования - 123 дел). Это на 12,5 % меньше, чем в 2018 году, и на 22,2 % меньше, чем в 2017 году. Если сравнивать с аналогичным периодом 2016 года (с вынесением решения рассмотрено 432 дел), в котором было рассмотрено наибольшее количество дел за период 1-го полугодия с 2011 по 2019 год, в 2019 году количество дел о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, рассмотренных с вынесением решения, уменьшилось на 33,1 %.

Подводя итог вышесказанного, хотелось бы отметить, что защита авторского права на музыкальное произведение в сети Интернет, имеет свои особенности. В 2019 году, защиту авторского права, нельзя рассматривать с позиции лишь законодательного уровня. Можно отметить, что из приведенных выше статистических данных с 2017 по 2019 год, наблюдается тенденции к снижению нарушения прав автора на музыкальные произведения в России, а также положительная динамика в удовлетворении исковых требований автора к нарушителю его авторских прав. Возможно, это поспособствовало ужесточение не только российского законодательства в сфере авторского права, но и ограничения, которые вводятся Роскомнадзором и различными музыкальными сервисами, чьи серверы физически, находятся на территории РФ.

Полагаю, что такой комплексный подход, к решению данной проблемы, дал положительную динамику, и способствуют к снижению интереса пользователей сети Интернет, незаконно прослушивать, а также копировать и распространять музыкальные произведения авторов. Да, у пользователя остается возможность воспользоваться сайтами, чьи серверы, физически находятся за рубежом. Но, с введением с 2019 года практики внесудебного ограничения доступа к сайтам, в скором времени, интерес пользователей к данному сегменту, ввиду его недоступности, должна в конечном итоге снизиться.
 


Список использованной литературы:

 

  1. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах (постатейный). 4 изд. М: Экзамен, 2017.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. М.: Эксмо, 2016.
  3. Иванов Н. В. Авторские и смежные права в музыке / под ред. А. П. Сергеева. – М.: Проспект, 2016. – 176 с.
  4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебнопрактический) к ч. 4 / под ред. С. А. Степанова. – 4-е изд. – М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. – 456 с. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая: офиц. текст. – М.: Проспект, 2015. – 235 с.
  5. Сайт «Суд по интеллектуальным правам», раздел «Статистика суда» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ipc.arbitr.ru/node/13545
  6. Сергеев А.П., Абрамова Е.Н. Гражданское право: учебник в 2 томах. Том 2. М: РГ-пресс, 2018.
  7. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015)
     
0
Ваша оценка: Пусто