Арбитражный управляющий как субъект делегирования публичных полномочий

Чернова Светлана Игоревна
ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», г. Орёл

 

Современное развитие общества указывает на усложнение существующих общественных отношений, изменение устоявшихся государственных институтов, что требует поиска новых оптимальных моделей управления. Конституция Российской Федерации традиционно исходит из концепции: «...единственным источником власти в Российской Федерации и носителем суверенитета является её многонациональный народ…Народ осуществляет власть непосредственно или опосредованно…» [1].

Проводя анализ деятельности нашего государства в сфере делегирования публичных полномочий частным субъектам, можно отметить тенденцию расширения возможностей частных субъектов, а именно населения, институтов гражданского общества, профессиональных корпораций, участвовать в управлении делами государства, посредствам делегирования им государственных полномочий. Ярким примером здесь является институт арбитражных управляющих, анализу которого и будет посвящена наша статья.

На сегодняшний день основные полномочия по делам несостоятельности (банкротства) сосредоточены в руках арбитражного управляющего, являющегося частноправовым субъектом. В связи с этим в юридическом сообществе возникают дискуссии о целесообразности передачи такого спектра полномочий частному лицу.

Если мы обратимся к истории возникновения данного института в России, то можно отметить, что первоначально в дореволюционном законодательстве несостоятельность подразделялось на торговую (для торговцев) и неторговую (для дворян). В зависимости от этого и определялся управленец дел несостоятельного должника. Устав о несостоятельности 1832 года определял, что управление делами при неторговой несостоятельности осуществлял присяжный попечитель – посторонний благонадежный субъект, избранный кредиторами для управления имуществом должника. Торговой несостоятельностью занималась администрация по торговым делам, являющаяся государственным органом [4].

В данном случае мы можем отметить, что в дореволюционном законодательстве полномочия по делам о несостоятельности (банкротстве) в равной мере принадлежали как государству, так и частному субъекту в зависимости от вида несостоятельности. Вероятнее всего, государство не устранялось от участия в таких делах в связи с важностью торговой деятельности для экономического потенциала государства.

Послереволюционное законодательство о несостоятельности практически не развивалось, так как в результате реформ советского гражданского законодательства термин «несостоятельность» надолго исчез. Его возрождение произошло лишь в 1992 году с принятием Закона РФ №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». С этого момента происходит и появление первых государственных органов, занимающихся банкротством [3].

В 1993 году учреждается Федеральное управление по делам о несостоятельности при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом. Его полномочия были весьма обширны: осуществление государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства); представление интересов государства в делах о банкротстве; участие в проведении процедур банкротства и иные.

В 1997 году данное управление было упразднено и его полномочия переданы Федеральной службе России по делам о несостоятельности (банкротстве), которая также просуществовала недолго и в 2000 году была заменена Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. Данная служба была последним специализированным органом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) и подтверждающим их публично-правовой характер, она была упразднена в 2003 году в ходе административной реформы. С этого момента институт несостоятельности (банкротство) стал считаться в юридическом сообществе частноправовым, поскольку основные полномочия в данной сфере были переданы частным субъектам – арбитражным управляющим [5, с. 22].

Государство не полностью устранилось от участия в таких делах. Так, Федеральная налоговая служба РФ выступает уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления [2].

В настоящее время говорить о возрождение специализированного государственного органа в делах о несостоятельности (банкротстве) не приходится, так как намечается  тенденция лишь к расширению полномочий арбитражных управляющих. Подтверждением этого является законопроект, который Верховный суд Российской Федерации собирается внести на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации. Данный законопроект предлагает модернизировать порядок предъявления требований кредиторов, а именно «...передать арбитражным управляющим полномочия по включению в реестр требований кредиторов…». Причиной внесения данного законопроекта явилась «разгрузка» арбитражных судов, поскольку как показывает статистика рассмотрения дел в арбитражных судах, более 40% от общего количества поступающих дел приходятся на дела о несостоятельности (банкротстве).

На наш взгляд, возрождение специализированного государственного органа по делам о несостоятельности (банкротстве) имело бы высокую эффективность, поскольку его работа была бы направлена  на увеличение взыскиваемой задолженности с должников и одновременно на сохранение их будущей налоговой базы. Кроме того, возрождение такого органа привело бы к уменьшению издержек по таким делам.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ)) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445. – 2014. - №31. – Ст. 4398.
  2. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 01.01.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 28.10.2002. – № 43. – Ст. 4190. – 31.07.2017. - № 31 (Часть 1). – Ст. 4761.
  3. О несостоятельности (банкротстве) предприятий: закон Российской Федерации от 19.11.1992 N 3929-1: офиц. текст по состоянию на 19.11.1992 (утратил силу) // Российская Газета. – № 279. – 30.12.1992.
  4. Устав о торговой несостоятельности от 23 июня 1832 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2066038/page:5/. Дата обращения: 10.04.2019.
  5. Романовская О.В. Институт делегирования властных полномочий в российском конституционном праве // Правозащитник. 2016. № 3/2016. С. 21-25
1
Ваша оценка: Пусто Средняя: 1 (1 голос)