Антикризисное управление малым бизнесом

Ионина Маргарита Борисовна,
доцент кафедры менеджмента ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г. Омск

 

Значение малого бизнеса для страны  в условиях рыночной экономики сложно переоценить. Развитие рыночных отношений невозможно без развития предпринимательства, которое нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, расширение конкуренции, внедрение инновационных технологий.

В условиях высокой конкуренции, снижения платежеспособного спроса населения, ухудшения инвестиционного климата в стране, а также в результате отрицательных политических факторов увеличилось число неэффективных, неплатежеспособных малых предприятий.

В этих условиях особенно актуальной становится проблема теоретического обоснования и практического применения системы антикризисного управления. Эффективно реализуя антикризисное управление, малые предприятия получат новые перспективы развития.

В предпринимательстве, как и в любом сложном общественном процессе, сочетаются такие основополагающие принципы как  консерватизм и постоянная динамика  саморазвития.

Существует устоявшийся взгляд на предпринимательство - это инициативно хозяйственная деятельность индивидуумов, обусловленная их экономической и юридической самостоятельностью и ответственностью. Цель предпринимательства - получение прибыли.

Социальная значимость малого предпринимательства определяется  большой группой мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, которые является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой.

Анализируя предпринимательскую среду, выявляется ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на государственную поддержку.

Во-первых, сложная экономическая обстановка в стране: инфляция, спад производства, высокий уровень налоговых ставок, слабая защищенность предпринимателей на уровне законодательства.

Во-вторых, недостаточный уровень знаний предпринимателей, отсутствие высокой деловой культуры

В-третьих, неодобрительное отношение части населения к  предпринимательству, связывая такой вид деятельности в основном с низким качеством товаров и услуг и  финансовыми нарушениями.

В-четвертых, отсутствие должного регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.

Государство заинтересовано в  развитии малого предпринимательства, которое  позволяет осуществлять структурную перестройку экономики, создавать новые рабочие места, активизировать инновационную деятельность, способствует формированию  социального слоя активных собственников и предпринимателей, которые формируют социальную базу рыночных реформ и тем самым стабилизируют общество в целом.

В настоящее время многие российские предприятия переживают кризисные ситуации. Причиной этому выступают как внешние факторы, так и ошибки самих предпринимателей. Поэтому в условиях российской экономики актуально - антикризисное управление, которое можно определить как совокупность процессов, методов и инструментов, направленных на предвидение, недопущение или ликвидацию кризиса с минимальными потерями. Именно поэтому в современном управлении предприятием  необходимо использовать технологии  антикризисного управления.  Это поможет предотвратить или смягчить кризисные ситуации и выйти из кризиса с минимальными потерями.

Система антикризисного управления направлена на создание  условий для быстрой реакции на изменения внешней и внутренней среды, что будет способствовать принятию эффективных управленческих решений, формированию  правильных стратегических целей, разработке и внедрению инвестиционных проектов.

Структура  антикризисного управления малым предприятием  выглядит следующим образом: (рис.1)

Рис.1. Антикризисное управление малым предприятием

Кризис – менеджмент включает управление несостоятельностью (банкротством) и процессом финансового оздоровления предприятия.  При достаточно эффективном менеджменте, малое предприятие, с малой долей вероятности, столкнется с необходимостью данного процесса.

Стратегический менеджмент – управление, направленное на реализацию стратегии развития предприятия, включает определение миссии, анализ внешней и внутренней среды, выбор главной стратегической  цели и разработка стратегии развития и путей ее реализации. Данный процесс является важным для любого предприятия. При этом  российская практика предпринимательства  показывает, что далеко не все предприятия малого бизнеса  активно внедряют и реализуют стратегическое управление. Именно такая форма управления предприятием дает возможность постоянно контролировать и осуществлять мониторинг  деятельности  организации по всем функциональным направлениям, оценивать эффективность всех бизнес-процессов, и вовремя увидеть первые  симптомы  кризисных ситуаций и своевременно проводить необходимые  изменения.

Риск - менеджмент – это управление рисками, направленное на снижение потерь от возможных негативных ситуаций  в деятельности предприятия. На сегодняшний день, к  этому процессу практически отсутствует системный подход на предприятиях малого бизнеса. Возможно, собственник (предприниматель)  на интуитивном уровне просчитывает время от времени  риски, но при этом не охватывает все основные элементы риск - менеджмента, такие как: идентификация рисков, обнаружение области повышенного риска, оценка степени вероятности риска, разработка программ предупреждения риска. В связи с этим, видится необходимым, если не создавать подразделения или должности, которые будут заниматься риск - менеджментом, то хотя бы в функциональной структуре малых предприятий предусмотреть данную функцию и закрепить ее за конкретным  должностным лицом

Реинжиниринг – предполагает процессный подход   в управлении предприятием, когда происходит переход от управления отдельными операциями к управлению межфункциональными бизнес-процессами, которые  нацелены на удовлетворение потребностей как внешних, так и внутренних клиентов. Именно на таком подходе к управлению базируется создание на предприятии системы менеджмента качества (СМК).  СМК, в свою очередь, повышает конкурентные преимущества предприятия на потребительском рынке, за счет стандартизации и регламентации деятельности. При таком подходе в управлении, малое предприятие достигнет высокого качества не только товаров (услуг), но и всех процессов организации, потому что во –первых  ориентируется на потребителей, во – вторых постоянно проводит оценку эффективности всех процессов и своевременно реагирует на изменяющиеся факторы внешней  и внутренней среды, внедряя новые технологии и инновации. При этом достигается существенная экономия затрат, увеличивается прибыльность и рентабельность  деятельности.

Антикризисный реинжиниринг призван предотвратить банкротство  предприятий малого бизнеса за счет ликвидации убыточных подразделений, совершенствования организации труда, оптимизации численности сотрудников путем  пересмотра их функционала, сокращения издержек и необязательных платежей и т.д.

Бенчмаркинг –  программно-целевое управление  инвестиционными, инновационными и маркетинговыми проектами на основе рыночной оценки конкурентных позиций предприятия и успешного мирового опыта. Этот процесс  также недостаточно используется предприятиями малого бизнеса.

Бенчмаркинг предполагает внедрение в рамках малого предприятия систему управления проектами. Что подразумевает выделение отдельно  в  управлении организацией: управления проектами и управления бизнес- процессами (операционной деятельностью).  Проектное управление предполагает  создание  временной проектной команды  под конкретный проект, цель которого – создание уникального продукта (услуги) при определенных ограничениях  в ресурсах. Внедрение проектного управления в деятельность малых предприятий  позволит повысить основные показатели  эффективности инновационных проектов, таких как: стоимость, качество, объемы работ, продолжительность  реализации проекта. Удачно реализованные инновационные проекты, в свою очередь, повысят конкурентоспособность малого предприятия и предотвратят от банкротства в период кризиса.

Реструктуризация – это процесс, который предполагает осуществление комплекса мероприятий организационного, производственного, управленческого и финансового характера. Цели процесса реструктуризации: 1) улучшение финансово-экономических показателей деятельности; 2) привлечение долгосрочных обязательств; 3) увеличение рыночной стоимости собственного капитала предприятия;4) усиление конкурентоспособности  на рынке; 5) расширение или завоевание новых рыночных сегментов, повышение доли рынка; 6)избежание банкротства. Для предприятий малого бизнеса можно рекомендовать следующие направления реструктуризации:

  1. реструктуризация организационной структуры;
  2. реструктуризация активов предприятия, или диверсификация бизнеса;
  3. реструктуризация структуры капитала, или финансовая реструктуризация

Необходимость реструктуризации  предприятий малого бизнеса обусловлена, прежде всего: невостребованностью производимой товарной продукции в новых рыночных условиях; низким качеством производимой продукции; высоким уровнем затрат и низким уровнем прибыльности и т. д.

В результате реструктуризации достигается: ликвидация неэффективных производств; экономия затрат благодаря расширению масштабов деятельности; диверсификация деятельности предприятия, снижение уровня предпринимательских рисков. В результате чего, малое предприятие может избежать банкротства в условиях кризиса.

Таким образом, антикризисное управление является неотъемлемой частью общего управления предприятиями малого бизнеса, потому что предполагает систему управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных ситуаций и их причин.

0
Ваша оценка: Пусто