Анализ рынка образовательных услуг по направлению «Экономика» в г. Омске в 2016 году

Юсупова О.А., доцент Омского государственного университета путей сообщения, кандидат экономических наук, доцент
Глевская А.С., студент ЧОУ ВО Омская юридическая академия
Середа М.А., студент ЧОУ ВО Омская юридическая академия

 

В настоящее время постоянно изменяются условия ведения образовательной деятельности и число абитуриентов. Политика государства направлена на переориентацию выпускников школ в сторону выбора технических специальностей, а  предложение на рынке труда в отношении людей с экономическим образованием превалирует  над спросом. Ввиду вышесказанных факторов, оказывающих влияние на рынок образовательных услуг по экономической специальности необходимо провести анализ этого рынка в соответствии с последними данными. Для достижения этой цели требуется собрать статистические данные о наборе студентов первого курса направления подготовки «Экономика» и сделать соответствующие выводы.
В данной работе рассматриваются девять высших образовательных учреждений города Омска осуществляющих обучение студентов по интересующему нас направлению подготовки. В нее вошли следующие ВУЗы: Омский государственный университет имени  Ф. М. Достоевского (ОмГУ), Сибирская автомобильно-дорожный институт (СибАДИ), Омский государственный аграрный университет (ОмГАУ), Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Омский государственный университет путей и сообщения (ОмГУПС), Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (СиБИТ), Омская гуманитарная академия (ОмГА), Омский региональный институт (ОмРИ), Омская юридическая академия (ОмЮА).
Выбор объектов исследования основан на опросах студентов первого курса экономического факультета Омской юридической академии, всего 37 человек. В анкете респондентам предлагалось перечислить ВУЗы, куда они подавали заявления при  поступлении на экономический факультет по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».
В отношении ВУЗов был проведен сбор статистических данных о наборе 2016 года студентов первого курса очного и заочного отделения по направлению подготовки «Экономика» в соответствии с приказами о зачислении. Также учитывалась годовая стоимость обучения и средний балл студентов, зачисленных на первого курс по данному направлению. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1
Стоимость годового обучения и средний балл студентов первого курса направления «Экономика» в городе Омске в 2016 г.


ВУЗы

Количество студентов

Стоимость обучения за год, руб.

Средний балл при поступлении

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

ОмГУ

67

66

92 694

49 028

183

238

СибАДИ

37

31

86400

28140

186

140

ОмГАУ

33

142

64370

25760

161

161

Фин. университет

96

73

79 800

44 900

219

146

ОмГУПС

111

28

86200

38200

182

143

СиБИТ

9

125

48 000

30 000

168

н. д.

ОмГА

95

237

24000

30000

н. д.

н. д.

ОмРИ

8

101

30 000

21 000

198

189

ОмЮА

37

52

54 000

27000

167

156

Итого:

493

855

565464

294028

183

169

Исходя из полученных данных самая высокая цена на образовательные услуги, осуществляемые в очной и заочной форме, в Омском государственном университете имени Ф. М. Достоевского. Немного ниже цена очного отделения у Сибирского автомобильно-дорожного института и Омского университета путей и сообщения. Самые дорогие для обучения на заочной форме обучения после ОмГУ  являются Финансовый университет при правительстве РФ и Омский государственный университет путей и сообщения.
По количеству набранных студентов первого курса очного отделения направления подготовки «Экономика» лидирует Омский государственный университет путей и сообщения, набравший 111 студентов, следующим по данному параметру является Финансовый университет при правительстве РФ, за ним следует Омская гуманитарная академия. При этом Омскому государственному университету путей и сообщения удается привлекать большое количество абитуриентов, сохраняя при этом высокие цены на предоставляемые услуги.
Основываясь на приказ о зачислении, размещенных на сайтах исследуемых ВУЗов, ОмГА не разместила в публичном доступе баллы по ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс, аналогичная ситуация у СиБИТ касательно заочного отделения. Однако среди очной формы обучения остальных ВУЗов наиболее высокий средний балл по ЕГЭ среди зачисленных на первый курс у Финансового университета при правительстве РФ (219 баллов), ОмРИ (198 баллов) и СибАДИ (186 баллов). Среди студентов первого курса заочной формы обучения наиболее высокий средний балл по ЕГЭ в ОмГУ (238 баллов), за ним следуют  ОмРИ (189 баллов) и ОмГАУ (161 баллов).
Учитывая, что среди ВУЗов у Финансового университета один из наибольших наборов студентов очного отделения направления подготовки 38.03.01  «Экономика» и наибольший средний балл по ЕГЭ среди этих студентов, можно сделать вывод, что наиболее подготовленный к получению образовательных услуг сегмент потребителей получает этот ВУЗ. Показатель Омского регионального института в этой таблице не является существенным ввиду набора всего 8 студентов, что позволяет держать средний балл на высоком уровне, политика Сибирского автомобильно-дорожного института в отношении  желаемого уровня подготовки абитуриента также хорошо прослеживается, данное высшее учебное заведение набирает сравнительно небольшое количество студентов, устанавливая высокие требования.
В целом средний балл ЕГЭ среди студентов направления «Экономика» составляет 183 балла на очной и 169 баллов на заочной формах обучения.
По полученным данным исследована доля рынка каждого рассматриваемого ВУЗа по оказанию образовательных услуг среди набора 2016 года по направлению подготовки «Экономика». Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1 «Доли рынка образовательных услуг по экономическому направлению набора 2016 в городе Омске»

Исходя из полученных данных,  можно сделать вывод, что одну четвертую рынка (24,6%) среди ВУЗов занимает Омская гуманитарная академия, возможно благодаря самой низкой цене на рынке. Между остальными учебными учреждениями доли рынка распределены достаточно равномерно. От идеальной ситуации, когда каждый из рассматриваемых ВУЗов занимает 11,1% рынка, существенно отклоняются только Сибирская автомобильно-дорожный институт (на -6%) и Омская юридическая академия (на -4%).
Однако если рассматривать доли рынка высших учебных заведений в каждой из форм обучения ситуация меняется. В очной форме обучения лидерами являются  ОмГА (19,3%), ОмГУПС (22,5%) и Финансовый университет при правительстве РФ (19,5%), суммарно они обладают 60,3% рынка. Для заочной формы обучения распределение также неравномерно, так доля ОмГА 27,7%, СибИТ 14,6%, ОмГАУ 16,6%, суммарно они обладают 58,9% рынка.  Однако их суммарная доля в очной форме образования всего 10,7%, а суммарная доля лидеров заочной формы среди привлеченных студентов очной формы обучения всего 27,8%. Этим в определенной степени обуславливается в основном незначительное отклонения долей представленных на диаграмме выше, особенно учитывая, что ОмГА лидирует по набору каждой из форм обучения.
Стоит отметить, что, ввиду различных подходов высших учебных заведений к завоеванию рынка, представленные выше показатели не дают точного представления о доходах ВУЗов, получаемых за предоставляемые образовательные услуги по экономическому направлению.
Суммарный оборот средств, распределяемый среди рассматриваемых ВУЗов, составляет 60 208 916  рублей. Ввиду различных цен, по отдельности рассмотренные  данные (доля рынка и стоимость обучения) не дают представления о доле каждого образовательного учреждения в данных денежных потоках. Для полноты анализа рынка образовательных услуг следует посчитать выручку ВУЗов от ведения образовательной деятельности по направлению подготовки 30.03.01 «Экономика» и посмотреть доли выручки каждого рассматриваемого высшего учебного заведения. Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2
Доход ВУЗов г. Омска от ведения образовательной деятельности по направлению подготовки 30.03.01 «Экономика» в 2016 г.


ВУЗы

Доход ВУЗа, руб.

Доля выручки ВУЗа среди рыночного оборота

очное

заочное

в целом

очное

заочное

в целом

ОмГУ

6 210 498

3 235 848

9 446 346

18,4%

12,2%

15,7%

СибАДИ

3 196 800

872 340

4 069 140

9,5%

3,3%

6,8%

ОмГАУ

2 124 210

3 657 920

5 782 130

6,3%

13,8%

9,6%

Фин. университет

7 660 800

3 277 700

10 938 500

22,7%

12,4%

18,2%

ОмГУПС

9 568 200

1 069 600

10 637 800

28,4%

4,0%

17,7%

СиБИТ

432 000

3 750 000

4 182 000

1,3%

14,2%

6,9%

ОмГА

2 280 000

7 110 000

9 390 000

6,8%

26,8%

15,6%

ОмРИ

240 000

2 121 000

2 361 000

0,7%

8,0%

3,9%

ОмЮА

1 998 000

1 404 000

3 402 000

5,9%

5,3%

5,7%

Итого:

33 710 508

26 498 408

60 208 916

100,0%

100,0%

100,0%

По данным приведенным выше наибольшая выручка, получаемая за предоставление услуг очного образования, у ОмГУПСа,  Финансового университета при правительстве РФ, лидером по выручке среди заочной формы обучения является ОмГА. Общая выручка наибольшая у Финансового университета при правительстве РФ, следом у ОмГУПСа, немного меньше у ОмГУ и ОмГА. Для наглядного представления о распределении суммарной выручки была составлена диаграмма, иллюстрирующая долю каждого ВУЗа.
Проведя анализ рынка образовательных услуг по направлению «Экономика» можно сделать вывод, что доходы с данного рынка в основном распределены между 4 ВУЗами. Так Финансовый университет владеет 18,2% общей выручки, ОмГУПС 17,7%, ОмГУ и ОмГА 15,7% и 15,6% соответственно.  Представляется затрудненным отвоевание долей рынка со стороны других ВУЗов ввиду необходимости создания условий для привлечения большего числа поступающих, ограниченного числа квалифицированных кадров преподавательского состава, а также существующей специализацией ВУЗов. Более того, стратегия привлечения абитуриентов с помощью низких цен уже успешно применяется ОмГА, а стратегия по привлечению за счет дорогого, но качественного образования остальными лидерами рынка, соответственно для существенного увеличения доли рынка также требует разработки новых, не менее эффективных маркетинговых стратегий.

0
Ваша оценка: Пусто